Возможно, уже в ближайшее время татарстанцы смогут планировать свой автомобильный маршрут с учетом того, где, каким бензином и по какой цене им предпочтительнее заправиться. По данным Министерства энергетики РТ, которые были озвучены на состоявшейся в Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям пресс-конференции, в 2012 году в республике будет разработан информационный ресурс, позволяющий это сделать.
По словам заместителя министра энергетики РТ Ирины Ларочкиной, в последние годы наблюдается бессистемное строительство автозаправок. Вопросы о строительстве новых автозаправочных станций должны согласовываться с Минэнерго. Однако, как заметила Ирина Ларочкина, с апреля в ведомство не обратился ни один бизнесмен с подобной просьбой.
Ожидается, что в ближайшее время будет проведена инвентаризация всех АЗС в республике. В идеале планируют создать некую интерактивную карту, на которой будут отмечены все автогазозаправочные пункты с «линейкой» измерения расстояний и описанием уровня сервиса на каждом из них. И в первую очередь с ценами на топливо. По словам Ирины Ларочкиной, сегодня в Татарстане работают 939 АЗС, однако до сих пор нет единой системы, которая бы позволила анализировать их функциональность.
Само собой, разговор на пресс-конференции не мог обойтись и без вопросов о ценах на бензин. Начальник республиканского Управления по обеспечению рационального использования топливно-энергетических ресурсов Роберт Гилязиев поспешил успокоить журналистов: «По сравнению с другими регионами Приволжского федерального округа у нас цены на моторное топливо одни из самых низких». По его словам, повышение розничных цен произошло отчасти из-за повышения оптовых, когда закрылся на плановый ремонт нефтеперерабатывающий завод в Нижнекамске. В итоге татарстанские коммерсанты вынуждены покупать топливо у оптовиков из Нижнего Новгорода, Перми, Уфы, что, учитывая транспортные расходы, обходится дороже. Как отметил Роберт Гилязиев, завод в Нижнекамске должны запустить после 5 октября, тогда, по его словам, возможно и некоторое снижение розничных цен на моторное топливо в республике.
Самые высокие цены на бензин на территории ПФО – в Нижнем Новгороде и Самаре. Еще 14 сентября литр АИ-92 в этих городах стоил 28 рублей 50 копеек – на 1 рубль 60 копеек дороже, чем в Татарстане.
На тот момент бензин самой популярной марки, согласно мониторингу, проведенному Управлением по обеспечению рационального использования ТЭР, в Татарстане можно было купить также заметно дешевле, чем в Кирове (там он стоил 28 рублей), Ижевске и Перми (27 рублей 50 копеек). У наших соседей в Йошкар-Оле, Чебоксарах и Ульяновске цены были такими же, как в Татарстане, – 26 рублей 90 копеек. А средняя цена АИ-92 в ПФО, для сведения, составляла 27 рублей 4 копейки за литр.
Справедливости ради отметим: Нижний и Киров оказались в тройке «лидеров» после того, как цены на топливо названной марки в этих городах за неделю серьезно выросли – на шестьдесят копеек и рубль соответственно. Для сравнения: в Казани и Уфе с 6 по 14 сентября этот рост составил 40 копеек.
Кстати, анализ цен на топливо в нашем округе позволяет выявить еще одну закономерность. Самая высокая стоимость моторного топлива обычно фиксируется в крупных городах, преимущественно миллионниках. Оно и понятно: покупательская способность населения, парк автомобилей, а значит, и спрос на бензин в таких городах несопоставимы с теми, что есть, скажем, в Саранске, Пензе или Йошкар-Оле.
Но в любой закономерности бывают исключения. Средняя цена на тот же АИ-95 в Казани и Татарстане (по данным на 14 сентября) была 28 рублей 70 копеек – ниже, чем средняя цена в ПФО. Меньше, чем в среднем по федеральному округу, стоили у нас дизельное топливо и АИ-92. Выходит, в республике удается сдерживать тенденции, которые так тревожно и активно проявляют себя в других регионах.