Второе изобретение велосипеда

Да, не удивляйтесь: в 1902 году двадцатилетний житель Новой деревни Старо-Иванаевской волости Чистопольского уезда изобрел… велосипед.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Мастер-самородок воплотил полет своей фантазии в 20 лет

Уважаемые читатели! В этой рубрике мы рассказываем о самых удивительных достопримечательностях Татарстана. Напоминаем, что идея возникла после начала восстановительных работ в Болгаре и Свияжске.

Вы можете быть нашими соавторами. Материалы по теме и фотографии присылайте на электронный адрес ведущего рубрики e-mail: lebedev@ rt-online.ru.

Да, не удивляйтесь: в 1902 году двадцатилетний житель Новой деревни Старо-Иванаевской волости Чистопольского уезда изобрел… велосипед.

Раньше он его никогда не видел, но слухи о нем так поразили умельца, что задумал он создать свой велосипед – деревянный.

Увидеть эту необычную машину можно в чистопольском «Музее уездного города». Она напоминает собой двигательный круг – сферу. Похожими механизмами были снабжены в то время пароходы. Остается только подивиться способности мастера, создавшего идеальной формы колесо в человеческий рост. При этом Мельников избегал металлических деталей и гвоздей, здесь их совсем немного. Можно только догадываться, сколько в велосипед вложено таланта и смекалки, как трудно шли подбор заготовок, аккуратное их соединение в единое целое.

Попробуем оседлать это экзотическое средство передвижения… Ощущения самые необычные. А вдруг упадет? А как эта махина движется? А куда здесь садиться? На что нажимать ногами? Куда, в конце концов, девать руки?

Все вопросы успешно решились в ходе испытаний. Находясь внутри колеса, велосипедист, по авторскому замыслу, должен перебирать объемно-вогнутые спицы, приводя машину в движение. Равновесие при передвижении удерживается автоматически – точно так же, как на современных «великах». И все же при замедлении скорости конструкция становится неустойчивой. Говорят, чтобы поддерживать ее в равновесии, во времена Мельникова несколько человек (этакая группа поддержки!) бежали рядом, не давая упасть велосипедисту.

Благодаря весу едущего сидение постоянно пребывает в нижнем покое. Большое неудобство заключается в том, что соприкосновение с неровностями дороги ничем не смягчается. Жаль, умелец не располагал резиной…

Другой отрицательный момент: при езде по деревенской дороге пыль и грязь попадали на велосипедиста. Данное обстоятельство, по свидетельству старожилов, стимулировало поиски Мельниковым возможности сооружения «обычного» велосипеда. Спустя семь лет после первого изобретения он сотворил-таки двухколесное чудо.

Заднее колесо второго велосипеда Мельникова много больше переднего. Очевидно, сделано это для экономии усилий водителя. Педали отлично действуют на колесо посредством хитроумного устройства. Их нужно не крутить, а поочередно надавливать на них, как на автомобильные тормоза. Механизм до гениальности прост! Срабатывает принцип ременного привода. В ось заднего колеса вставлена обгонно-возвратная муфта, которая и приводит велосипед в движение.

В музее к деревянным экспонатам относятся с гордостью. Стоят велосипеды прямо при входе, так что их видит любой посетитель.

В начале 1980-х годов хранители древностей предприняли «хождение в народ», чтобы собрать сведения об изобретателе велосипедов. Когда-то, а именно в 1923 году, Николай Мельников поступил великодушно, передав свое детище энтузиасту-краеведу и основателю музея Александру Буличу за пять лет до его открытия. В деревне, которая ныне носит название Чистопольские Выселки (в черте современного города), музейные работники разыскали семью племянника Николая Ивановича Мельникова, умершего в 1934 году.

Престарелый хозяин дома, к сожалению, весьма отчужденно отнесся к визиту музейных работников. С помощью его жены удалось, хотя и приблизительно, составить биографию Мельникова.

Окончил он три класса церковно-приходской школы. Еще в юности про него говорили: «Золотые руки у парня. За что ни возьмется – все блестит». Творил без чертежа, держал все размеры узлов и соединений в уме.

Часто катался на своих велосипедах. Эти выезды превращались в настоящие шоу для не избалованной развлечениями местной публики. В такие минуты за чудо-техникой бежала стая мальчишек со всей округи, а взрослое население высыпало на крылечки своих домов. Жаль, не было у Николая Ивановича своих детей – глядишь, мастерство перешло бы по наследству.

Остались лишь уникальные велосипеды. Как нам сообщила замдиректора чистопольского Музейного объединения Наталья Бикмуллина, по российским каталогам это единственные экспонаты подобного рода. Искать такие в других местах – напрасный труд. Все равно, что заново изобретать велосипед.

Чистополец Мельников сделать это сумел.

между прочим

Чистополец построил деревянный велосипед через сто лет после металлического ноу-хау немца Драйса. Первый велосипед 1813 года не имел педалей и напоминал скорее самокат.

Гораздо более прогрессивным, хотя и незаслуженно забытым у нас и игнорируемым в Европе, было изобретение педальной машины уральским крепостным Артамоновым. Он испытал свое детище в 1801 году в путешествии до Москвы. Поощрением за успешный (и нелегкий из-за громоздкости изобретения и состояния дорог) переезд помещиком дарована была ему личная свобода. Творение Артамонова поныне хранит Нижнетагильский, а копию – Московский политехнический музеи.

копилка фактов

 Велосипеды Мельникова увидели свет в 1902 и 1909 годах, но и сегодня вполне на ходу. Да и выглядят совсем как новые. Высота первой машины почти два метра, но она легкая (не больше семи килограммов). Двухколесный велосипед вместо обычной цепи снабжен ременной тягой. В оси заднего колеса находится муфта, которая попеременно наматывает кожаные ремни педалей, приводя машину в движение.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще