Не хотелось бы, чтобы такой опыт тиражировался по всему Татарстану
Представьте ситуацию. Частная управляющая компания (УК), обслуживавшая многоквартирные дома и собиравшая с населения платежи за жилищно-коммунальные услуги, вдруг продается лицу, на котором числятся еще несколько десятков фирм, разбросанных по всей стране. И потом регистрируется в другом городе. Причем на этой УК висят долги перед поставщиками ресурсов. Однако вместо нее создается новая управляющая организация – ей передается все хозяйство съехавшей УК. Все – кроме долгов. Так что новая структура начинает деятельность с чистого листа…
Скажете, механизм известный. Да, конечно, в других сферах он применяется нередко, но не в жилищной. Были у нас случаи, когда управляющие компании целенаправленно банкротили, а на их месте образовывали новые, с другими названиями. В принципе, банкротство с последующим введением конкурсного управления и составлением перечня кредиторов, претендующих на возврат задолженностей, – вполне цивилизованная процедура. Но то, что в нынешнем году произошло в Лениногорске, можно назвать местной инициативой.
Электрические потери
До 2009 года в Лениногорске с населением 65 тысяч человек была одна управляющая компания. Она обслуживала жилой фонд общей площадью около миллиона квадратных метров, где проживает более 50 тысяч граждан. Потом город включился в масштабную программу капитального ремонта жилья, реализуемую в соответствии с Федеральным законом №185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Одно из условий для получения из фонда денег на капремонт – создание частных УК, которые должны конкурировать между собой. Тогда же республиканская комиссия по обеспечению прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищно-коммунальных услуг (ее возглавляет первый вице-премьер Равиль Муратов) рекомендовала муниципалитетам отдавать в управление частникам не более 100-150 тысяч квадратных метров жилья. Считалось, что это оптимальный для оказания качественных услуг объем. Так вместо одной в Лениногорске появилось восемь управляющих компаний.
На тот момент Бугульминское отделение «Татэнергосбыта» снабжало электроэнергией все население, в частности, Лениногорского района путем прямого абонирования, без посредников. В марте прошлого года предприятию пришлось заключить договоры с УК на электроснабжение жителей многоквартирных домов. Муниципальные власти объясняли это нововведение требованиями постановления Правительства РФ №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в котором сказано, что все ресурсы должны поставляться в многоквартирный жилфонд через исполнителей коммунальных услуг – управляющие компании, товарищества собственников жилья. В итоге образовалась следующая цепочка: энергетики на основании показаний общедомовых приборов учета электроэнергии выставляли счета управленцам, те предъявляли платежки населению, собирали с него деньги, перегоняли их в Департамент ЖКХ и строительства, откуда средства поступали в энергосбытовую организацию.
– Передавая свои функции по сбору средств управляющим компаниям, мы уже тогда опасались, что в будущем нам не удастся избежать недоплат с их стороны, – говорит начальник Бугульминского отделения ОАО «Татэнергосбыт» Альберт Касымов. – Так и вышло. Если раньше у нас была почти стопроцентная собираемость платежей, то потом более десяти процентов сборов стали оседать в УК, руководители которых объясняли, что данные потери связаны с недобросовестными жильцами, не оплачивающими ЖКУ. К маю 2011-го задолженность за электроэнергию достигла 14,44 млн. рублей. Тогда мы начали серьезный разговор не только с исполнителями услуг, но и с руководством Лениногорского муниципального района, других заинтересованных структур. Через суд потребовали наши деньги. После этого пошло небольшое движение. УК снизили долг до восьми миллионов. Далее мы дошли до первого вице-премьера Равиля Муратова, Счетной палаты РТ. После очередных нервотрепок долг сократился до 6,8 млн. рублей…
Но потом произошло неожиданное. В мае энергетики узнали, что УК «Техника» признана банкротом. Но главное – шесть управляющих компаний («Хозяин», «Феникс», «Оникс», «Идель-Плюс», «Коммунальник» и «Жилищник») снялись с налогового учета и исчезли в неизвестном направлении, не заплатив по счетам. На рынке остались только две организации – «Жилищный сервис» и новая компания «Уютный дом», которым были переданы все многоквартирные дома исчезнувших УК. Конфликтная ситуация накалилась.
Почти детективная история
Делом занялись сотрудники энергетической милиции и службы экономической безопасности «Татэнергосбыта», которые прежде всего приступили к поиску новых учредителей организаций-фантомов. К слову, прежние учредители (бывшие домоуправы ПТЖХ, частные лица) и сотрудники управляющих компаний, передавших свои полномочия «Жилищному сервису» и «Уютному дому», по словам заместителя директора «Татэнергосбыта» по экономической безопасности Валерия Косенкова, никаких вразумительных объяснений не дают. А только кивают на вышестоящее руководство (Департамента ЖКХ и строительства, переименованного в текущем году в Центр информационных ресурсов жилищно-коммунального хозяйства и строительства, но учредитель этого органа остался тот же – исполком Лениногорского муниципального района), которое якобы дало такую команду.
Выяснились прелюбопытные детали. К примеру, новое место регистрации компании «Жилищник» – город Череповец Вологодской области. Нынешний ее учредитель – житель Таджикистана Рузибой Рузибоев, на которого уже оформлены 43 фирмы в Москве, Татарстане, Марий Эл и Вологодской области. УК «Оникс», «Коммунальник» и «Хозяин» зарегистрированы по тому же адресу в Череповце, их новыми учредителями стали братья Аминджон и Фуркат Юлдошевичи, на каждом из которых числятся соответственно еще 48 и 69 юридических лиц в разных регионах России. Однако установлено, что по череповецкому адресу бывших лениногорских УК нет, и хозяйственную деятельность на территории Вологодской области они не ведут.
Не менее забавна история с компанией «Феникс», зарегистрированной в Казани. Единственный ее учредитель – некто Блинов. Как оказалось, дом, в котором он прописан, давно сгорел, где учредитель проживает сейчас – трудно сказать. Зато известно, что он обращался за медпомощью в наркологическую клинику, за хулиганство и пьянство неоднократно задерживался милицией.
И, наконец, «Идель-Плюс» заново зарегистрирована в Москве.
Оптимизация или фальсификация?
Так с какой же целью шесть УК выведены «из оборота», вместе с тем была создана новая УК «Уютный дом»?
– Восемь управляющих компаний просуществовали два года, – констатирует заместитель директора Центра информационных ресурсов ЖКХ и строительства Елена Ефременкова. – Потом мы поняли, что экономически эффективнее укрупнить их. Финансово устойчивее будет компания, имеющая в управлении порядка 400 тысяч квадратных метров жилья. Чтобы содержать жилфонд, нужно было бы увеличить тариф на управление им как минимум вдвое, чего мы не могли себе позволить.
– Между прочим, изначально предложение – укрупнить УК – исходило от самих жителей, которые возмущались: дескать, зачем вы «наплодили» восемь организаций? – продолжает Елена Ефременкова. – Мол, раньше была одна муниципальная компания, и всех это устраивало. Когда началось банкротство одной жилищной организации, люди забеспокоились, что этот процесс может затронуть средства капитального ремонта, накопленные на конкретные цели. Вот тогда уже не трудно было говорить с населением на предмет оптимизации УК. Никто это решение собственникам не навязывал. На общих собраниях они сами поддержали данное предложение.
Правда, легитимность протоколов общих собраний жильцов весьма сомнительна. В беседе с сотрудниками энергетической милиции и службы экономической безопасности «Татэнергосбыта» большинство собственников признались, что ничего не знают ни об общих собраниях, ни о передаче их домов в другое УК. Более того – многие якобы инициаторы этих собраний в объяснительных письмах на имя начальника энергетической милиции МВД по РТ Назифа Нурмухаметова официально заявили, что не только не являются инициаторами данных мероприятий, о которых им ничего не известно, но и подписи в протоколах принадлежат не им…
Еще вполне логичные вопросы – почему те шесть УК, которые были отстранены от управления жилищным фондом, оказались в других городах и зачем новым учредителям оптимизированные компании?
– А это не наши полномочия – следить за дальнейшей судьбой юридических лиц, отстраненных от управления жилфондом, – говорит Елена Ефременкова. – После оптимизации этих УК делать им было уже нечего на нашем рынке. Но ликвидироваться совсем на тот момент им было сложно. Проще – продать эти предприятия, тем более нашлись желающие их приобрести. К тому же фирмы частные, и предприниматели вправе поступать с ними так, как считают нужным.
Цифровая свистопляска
Чиновники от ЖКХ и руководители управляющих компаний уверяют, что долги ресурсоснабжающим организациям (не только за электроэнергию, но и за тепло, воду и так далее) наделали не УК, а обычные граждане, которые либо не могут, либо не хотят оплачивать ЖКУ.
– Мы немного заигрываем, когда идем на защиту населения, которое убеждено в том, что управляющие компании его обкрадывают, – считает директор лениногорского Центра информационных ресурсов ЖКХ и строительства Исхак Садриев. – Только за год Лениногорск получает субсидии на покрытие ЖКУ в размере 100-120 млн. рублей. Тем не менее население умышленно не платит. В прошлом году собираемость по Лениногорску была 99 процентов, а за семь месяцев этого года – только 95. Сегодня в соответствии с 307-м постановлением Правительства РФ правда на стороне ресурсоснабжающих организаций: если они по договору с УК поставляют энергию или воду, то должны получать за это стопроцентную оплату. И ресурсники в случае неплатежей выигрывают суды независимо от того, качественные или некачественные услуги они предоставляют.
Кстати, по каждой из исчезнувших управляющих компаний Бугульминское отделение «Татэнергосбыта» инициировало отдельное судопроизводство в Арбитражном суде РТ. И уже выиграло процессы в отношении УК «Техника», «Идель-Плюс», «Коммунальник» и «Феникс», которых обязали сполна вернуть долги. Энергетики не сомневаются, что суд примет решения в их пользу и по остальным компаниям-должникам.
– После того как в 2009 году «Татэнергосбыт» заключил договоры с УК, они впоследствии действительно задолжали ему около четырех миллионов рублей, – сообщил Исхак Садриев. – Поэтому нынче наш центр сам стал заниматься сбором коммунальных платежей, минуя счета управкомпаний, и перечислять собранные средства напрямую энергосбыту, водоканалу и тепловым сетям. В итоге сегодня из четырех миллионов долга осталось вернуть всего лишь 490 тысяч рублей.
Но энергосбытовики не согласны с подобными заключениями. Задолженность УК перед ними в размере почти семи миллионов рублей признана судом. Как заверяет Альберт Касымов, 50-тысячное население многоквартирного жилфонда небольшого города никак не может задолжать такую сумму всего лишь за полтора года – для этого нужно хотя бы лет десять.
– Да, есть неблагополучные семьи, с которых невозможно взыскать долги, – признает он. – Если в доме проживает одна неплатежеспособная семья, то она погоду не делает. Посудите сами: по Лениногорскому району население, которое осталось на прямых договорах (владельцы индивидуальных домов, сельчане), к примеру, за июнь этого года оплатило 106,73 процента стоимости электроэнергии, а исполнители коммунальных услуг (УК, ТСЖ) – лишь 0,17 процента. Руководители бывшего департамента объясняют это сложной технологией прохождения квитанций до потребителя и психологией граждан, которые не стремятся сразу же платить по счетам, поскольку ждут поступления платежек от всех организаций, в том числе от газовиков, связистов и так далее. А частники имеют возможность оплачивать услуги напрямую поставщикам.
Новая контора – в поле не воин
– Ресурсники – как энергосбыт, так и ПТС, водоканал – предлагают передать долги предыдущих исполнителей услуг теперешним управляющим компаниям. А также переложить работу по изъятию просроченной задолженности населения на нынешние УК. Но с какой стати? – возмущается Елена Ефременкова. – К обязанностям по управлению жилфондом приступили юридические лица, которые не имели никаких долгов. «Жилищный сервис» – это была действующая УК. А «Уютный дом» – вообще новое предприятие, которое приступило к работе с нулевым сальдо. Новое юридическое лицо с нулевым сальдо, понятное дело, не хочет быть ответчиком по долгам предыдущего исполнителя услуг. Никакие законодательные и нормативные акты не предусматривают «навешивания» на себя этой задолженности.
Вот и ответ на вопрос, зачем была создана новая УК «Уютный дом»…
Тем временем исполняющая обязанности начальника Лениногорского офиса клиентского обслуживания Бугульминского отделения «Татэнергосбыта» Регина Гилязова сообщила, что уже после перехода многоквартирного жилого фонда в две УК «Жилищный сервис» задолжал энергетикам более трех миллионов рублей, а «Уютный дом» – почти четыре миллиона (это без учета августовских платежек)…
Не хотелось бы думать, что в отдельно взятом городе республики отрабатывается определенная схема, при которой управляющая компания сначала накапливает долги, а затем ретируется куда подальше. И надеемся, это не будет тиражироваться по всему Татарстану. По крайней мере, энергетики подстраховались – в письменной форме сообщили о ситуации главе Лениногорского муниципального района, мэру Лениногорска Рягату Хусаинову, прокурору Татарстана Кафилю Амирову.
Альберт КАСЫМОВ, начальник Бугульминского отделения
ОАО «Татэнергосбыт»:
«Когда мы передавали свои функции по сбору средств управляющим компаниям, уже тогда опасались, что в будущем нам не удастся избежать недоплат с их стороны».
Исхак САДРИЕВ, директор лениногорского Центра информационных ресурсов ЖКХ и строительства:
«Ресурсоснабжающие организации в случае неплатежей выигрывают суды независимо от того, качественные или некачественные услуги они предоставляют».