До революции Богородицкий монастырь считался жемчужиной Поволжья
С недавних пор Крестовоздвиженский храм стал одним из наиболее популярных в Казани мест паломничества верующих и туристов, приезжающих в столицу республики с разных концов света.
Оно и понятно: здесь, в пяти минутах ходьбы от Кремля (по адресу: ул.Б.Красная, д.5), с июля 2005 года хранится так называемый ватиканский список чудотворной Казанской иконы Божией Матери, один из немногих уцелевших после Октябрьской революции. В храме ежедневно совершаются богослужения, и все верующие имеют возможность поклониться святыне.
Напомним: Казанская икона Божией Матери была обретена в Казани 8 июля по старому стилю (21 июля по новому) 1579 года десятилетней девочкой Матреной. По указу Ивана Грозного (он счел знаком свыше явление лика сразу после покорения Казани) позже на этом месте был возведен женский монастырь, который возглавила повзрослевшая и принявшая постриг Матрена.
До своего похищения в 1904 году подлинник иконы хранился в центральном сооружении монастыря – величественном Богородицком соборе, взорванном большевиками тремя десятками лет позднее. Ныне на месте собора возвышаются жилые «хрущевки», одна из которых видна на современном снимке слева. Сегодняшний выпуск рубрики в этом смысле нестандартный, поскольку ракурс выбран не совсем «с той же» точки. Наш корреспондент нажал курок своего фотоаппарата на двести метров правее того места, где до революции «отметился» его коллега. Думается, ход оправдан – монастырь сместился.
Собственно собор был построен в стиле классицизма на месте обретения иконы в 1808 году по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Старова. Его площадь составляла 49 на 43 метра, высота – 44 метра. Облик храма определяли пять полусферических куполов и три огромных фронтона с колоннами – со всех сторон, кроме алтаря.
Со временем монастырь разросся. До революции он занимал площадь в несколько гектаров, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. Обитель включала в себя четыре церкви, шестиярусную колокольню (высотой 55 метров) и два монашеских корпуса – Настоятельский и Никольский. Последние составили гигантский полукруг, замкнувший классический ансамбль в единое целое. Архитектурный ансамбль монастыря по размерам и роскоши не имел себе равных в Поволжье.
По реформе Екатерины II, поделившей в 1764 году все обители Российской империи на штаты (классы), Казанский Богородицкий монастырь был причислен ко второму классу, а в 1809-м – к первому, самому высшему. Число монахинь и послушниц постепенно выросло от ста с лишним в начале XIX века до пятисот к моменту революции.
Сама Екатерина Великая, посетившая Казань в 1768 году и потрясенная легендами о почитаемом лике, распорядилась украсить оклад иконы своей бриллиантовой короной. Она стала частью оправы драгоценной ризы, которая-то и привлекла в свое время воров.
Собор с окружающими храмами был излюбленным сюжетом многих известных художников. Старейшим в ряду его классических изображений считается гравюра английского писателя и путешественника Эдварда Турнерелли, жившего в Казани в 1830 – 1840 годах.
После освобождения Казани от белочехов в сентябре 1918 года монастырь был упразднен (поскольку его служители активно поддержали контрреволюцию), но на протяжении всех двадцатых годов при его храмах действовала официально зарегистрированная православная община. В 1931-м, в разгар войны с «опиумом для народа», общину перевели в Петропавловский собор, после чего Богородицкий с колокольней взорвали.
С 1942 по 2005 год на территории бывшей обители размещалась табачная фабрика, а в Крестовоздвиженском храме – филфак бывшего Казанского пединститута.
Сегодня на улицу Нагорную (позади нынешнего Дворца земледельцев) вместе с полуразрушенными монашескими корпусами выходит также церковь Николы Тульского, возведенная в 1816 году на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона. Согласно современному плану реконструкции монастыря (ныне мужского), предусмотрено восстановление этих строений, а также колокольни и часовни.