Изменятся ли в лучшую сторону показатели производственного травматизма в Татарстане?
Что мы наблюдаем через пару недель после широкого, на республиканском уровне, обсуждения состояния дел по охране труда на базе ОАО «Казаньоргсинтез»? Появились ли новые подходы, идеи, соображения, после того как Президент Рустам Минниханов сформулировал задачу, подчеркнув ее важность и актуальность: «Охрана труда в Татарстане должна соответствовать мировым стандартам»? Пока же она продолжает ехать по рельсам, на которые поставлена даже не вчера… Реконструкции устаревших производств должна предшествовать реконструкция управленческого сознания в плане обеспечения их безопасности.
Недейственные меры
В момент написания этой статьи мы узнали о трагедии на одном из объектов Универсиады-2013. Как известно, погиб один рабочий и восемь были госпитализированы. В июле подобное произошло на строительстве Центра гимнастики, где погиб 37-летний рабочий Алексей Пелагин.
Подобные примеры «в тему» подобрать, увы, несложно. Только в прошлом году на производстве погибли 108 татарстанцев…
По сообщению пресс-службы Министерства труда, занятости и соцзащиты, Фонд социального страхования РФ по РТ в 2010 году на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма направил 129 млн. рублей. В текущем году планируется направить 131 млн. Разница небольшая – в том смысле, что если 129 млн. рублей не помогли в решении проблемы, есть ли надежда, что поможет сумма на 2 миллиона больше? И только ли в деньгах тут дело?
Люди гибнут, контора пишет
Почему мы имеем в сфере охраны труда такие результаты, почему происходят одна трагедия за другой?..
На сайтах Минтруда и ФСС РФ по РТ нам сообщают, что за счет 20 процентов страховых взносов страхователи в прошлом году оплачивали санаторно-курортное лечение работников, занятых на вредном производстве, приобретали средства индивидуальной защиты, проводили аттестацию рабочих мест. Но если та же аттестация не проводилась на предприятии в течение 5 лет, то руководитель, он же страхователь, обязан направить эти 20 процентов исключительно на ее проведение. Аттестация, конечно, дело нужное, но вредных условий труда не устраняет, а лишь «выявляет» их. А как при этом с другими мерами сохранения здоровья трудящихся? Если учесть, что в республике аттестовано чуть больше половины рабочих мест, то не надо быть Вангой, чтобы предсказать: 20 процентов страховых взносов на другой половине рабочих мест здоровья и безопасности трудовому люду не прибавят.
Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами», в части аттестации соблюдается. Но он включает еще 8 полезных для здоровья и безопасности пунктов.
Посмотрим, как в 2010-2011 годах были распределены страховые средства, имея в виду и эти восемь пунктов. На сайте ФСС РФ по РТ можно обнаружить таблицу, из которой видно, что графы «Лечебно-профилактическое питание» или «Приобретение тахографов» пусты на оба года. То есть чем ближе профилактическая мера к здоровью конкретных людей, тем с большей легкостью игнорируется страхователями. Вот тут, кажется, зарыта собака неэффективности «предупредительных мер». Безопасностью и благом отдельного человека пренебречь можно, а показателями аттестации – нет. Речь не о том, что ее не надо проводить, а о том, что законодательно ее проведение находится в противоречии с финансированием других мер безопасности производства. Такое вот хитрое законодательство.
«Довольные… инвалиды»
Когда начинается пожар, никто не устраивает заседания, не пишет планы и отчеты, не выбивает средства на огнетушители и сигнализацию, а действует брандспойтами, чтобы тушить и спасать…
И если за 5 последних лет в республике около двух тысяч человек в расцвете лет выбыли из трудового процесса по причине производственных травм с тяжелыми последствиями или летальным исходом, а почти треть работающих трудится в условиях, не отвечающих сангигиеническим нормам, то чем это не пожар?
В тему безопасности труда сегодня сложно внести оптимистическую ноту, особенно в свете последних событий. И позитив в деле заботы о здоровье людей в этой сфере тоже на нее не настраивает. Как-то: в конце прошлого года 52 инвалида, пострадавшие на производстве, получили отечественные автомобили. С 2000 года таким выдано уже 443 транспортных средства. Их положено обновлять раз в 7 лет. Каждый автомобиль оборудован индивидуально с учетом травм его владельца…
Или: за 6 месяцев 2011 года 140 пострадавших от тяжелых несчастных случаев на производстве получили высокотехнологичную медицинскую помощь. На эти цели израсходовано около 4,5 млн. рублей.
А свыше 82,5 млн. рублей потрачено на санаторную реабилитацию: «В мае первая группа пострадавших, в основном передвигающихся с помощью инвалидных колясок, вернулась довольной после 42-дневного оздоровительного курса в санатории Пятигорска. Каждая путевка обошлась в 77 тыс. рублей. Для сопровождающих путевки были приобретены тоже за счет средств ФСС, стоимость одной – более 50,5 тыс. рублей» – читаем мы очередной отчет.
Довольные – это хорошо. Но ведь инвалиды…