Чем опасны автомобили-«утопленники» и как их распознать
Помните ливень, обрушившийся на Казань 9 июля? Он моментально превратил улицы в реки, в которых застряли сотни автомобилей. Страховые компании напряглись, предвидя поток пострадавших клиентов. А перекупщики – ожидая, что на рынок хлынут машины, не избежавшие опасного купания.
Перекупщики, как выяснилось, не боятся иметь дело с такими автомобилями. Профессионалы могут легко определить, «утопленник» перед ними или нет, и ловко сбить цену. Зато потом просушенные и отреставрированные «амфибии» будут проданы ими с большой выгодой. Покупатель при этом вряд ли догадается, что получает авто с подмоченной репутацией.
«Совсем не обязательно, что такая покупка будет неудачной, – говорит перекупщик Антон. – Бывает, «утопленники» ездят вполне исправно. Один мой знакомый вот уже четвертый год катается на такой машине из Германии и ничего, не жалуется».
Но чаще, к сожалению, «мокрые» машины доставляют массу проблем новым владельцам, раскручивая их на дорогостоящий ремонт. Или даже становятся серьезной угрозой для жизни водителя и пассажиров.
Следы водных процедур
По каким признакам можно определить, что автомобиль побывал в воде? Перекупщики и страховые агенты, с которыми мы общались, назвали сразу несколько признаков. Явные: белый налет на алюминиевых деталях, ржавчина на стойках, разводы под ковриками, на сиденьях.
Тонувший автомобиль выдает и специфический запах. Например, шумоизоляция пахнет, извините, влажными портянками. Продавцы, как правило, пытаются замаскировать улику с помощью ароматизаторов. Что ж, это дополнительный повод поковыряться в салоне, поднять коврики, поискать следы ржавчины или плесени. Если продавец не обработал автомобиль химическими средствами, разводы можно обнаружить даже на обивке дверей, сидений и багажника.
Кроме того, у понравившегося авто нужно как следует прокачать «электронные мозги»: проверить работу датчиков, центрального замка, бортового компьютера, систему подогрева заднего стекла, вентилятора, кондиционера или климат-контроля, стеклоподъемников, дисплеев, контрольных ламп… Стоит убедиться в наличии звуковых сигналов при постановке и снятии автомобиля с охраны. Если что-то не работает, а продавец ссылается на перегоревшие лампочки или предохранитель, предложите заменить деталь.
«Утопленники» сильно потеют
Автомобиль могут выдать запотевшие изнутри панель приборов и фары, помутнения, разводы и отслоение отражающего слоя зеркал. Не поленитесь – загляните под кресла: нет ли признаков ржавчины на проволочном каркасе, металлических деталях. Обратите внимание на покрытие порогов. Если позволит продавец, достаньте несколько технологических пробок из отверстий и поищите следы влаги и песка. Отогните резиновые уплотнители окон и багажника – те же следы могут быть и здесь.
Обратите внимание на состояние клемм, загляните под капот. Слишком сильный зеленоватый налет или, наоборот, совершенно новые клеммы, новые приборная панель и аудиосистема должны навести на размышления.
Заведите двигатель, выйдите из машины, закройте двери: у «утопленника» сразу запотеют стекла внутри салона и приборная панель. Должна насторожить и готовность продавца сбросить цену. Не обращайте внимания, если над вашим усердным копанием в машине подтрунивают. Скажите, что шоу на этом не заканчивается, и предложите отвезти авто на комплексную диагностику. Только там можно точно узнать о прошлом автомобиля или хотя бы о том, насколько сильно он пострадал.
Есть ли будущее у «амфибий»?
Даже если автомобиль хорошо просушен, электрооборудование все равно пожароопасно и в конце концов выйдет из строя. Вода рано или поздно вызовет коррозию на не покрытых антикором металлических деталях, начнет гнить кузов. Если вода попала в двигатель или коробку передач, то зимой «полетит» мотор. Если машина затонула с работающим двигателем, он получает гидроудар, так что из средства передвижения она превратится в недвижимость. Но даже если некоторые из «утопленников» выживают, их мотор может загореться в любой момент. Кроме того, «мокрые» автомобили – это гарантированные болезнетворные бактерии в обивке, поролоне кресел и шумоизоляции.
А если вы сами со своим автомобилем оказались в ненужный момент в ненужном месте – в воде?
Затопленные водой улицы следует проезжать медленно и только в случае крайней необходимости. Если вода доходит до втулки колеса, то обычно опасность удается миновать, если вода выше – ситуация становится критической. Желательно как можно быстрее вытащить машину на возвышенность. Если это удалось – сидите спокойно, ведь вода опасна автомобилю внутри, а не снаружи. Не пытайтесь завести двигатель: вода может попасть в цилиндры, в результате получите тот же гидроудар, после которого фактически наступает смерть авто.
Гидроудар, как нам сообщили в одной из страховых компаний, не расценивают как страховой случай, так как он происходит не в результате наводнения, а из-за неправильного действия водителя во время оного. Поэтому, если вы застрахованы и видите, что ваше авто подтоплено, остановитесь и отключите аккумулятор, сняв с него клемму. Желательно заткнуть выхлопную трубу или обвязать ее целлофановым пакетом. Вызывайте страховщика, сотрудника ГИБДД, а после того, как оформите происшествие, отвезите автомобиль в мастерскую на эвакуаторе. Там вам скажут, можно ли завести двигатель.
Только после этого у вас будет время подумать о дальнейшей судьбе автомобиля. Имеет ли смысл приводить его в порядок или лучше продать? Если, конечно, найдете покупателя – после всего, что написано выше…