На днях Госдума приняла жесткий «антиалкогольный» закон. Теперь к алкогольным напиткам приравнивают и пиво, значительно расширяется перечень мест, где запрещено употребление «горячительного» и кратно увеличиваются штрафы за этот вид правонарушений. Все нововведения кажутся бесспорными. Но возникают серьезные сомнения, насколько будут соблюдаться некоторые запреты.
То, что улицы, скверы, фонтаны и другие общественные места наших городов давно пора освобождать от любителей выпить пива или, тем более, чего покрепче, для всякого здравомыслящего человека является непреложной истиной. Доказывать здесь особенно нечего – грязь, оставляемая после нетрезвых посиделок, нецензурная брань, дурной пример детям, потенциальная криминогенность таких мест давно набили оскомину всем, у кого нормальные представления о культурном отдыхе. Теперь же документ прямо запрещает распитие спиртного во дворах, в подъездах, на лестницах и лестничных площадках, в лифтах жилых домов и на детских площадках.
В этой части новый Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» представляется вполне логичным и актуальным. Тем более полицию всегда смогут вызвать жильцы дома, где собралась «теплая компания». А любителям выпивать на лавочках во дворах или в скверах могут помешать это сделать полицейские патрули.
Однако это еще не все. Дело в том, что документ также запрещает потребление любого спиртного, включая пиво, в частности, на территориях городских лесов, садов, прудов, озер, водохранилищ, пляжей. Кроме того, действие закона распространяется и на иные территории, где отдыхают, занимаются туризмом и спортом.
Теперь попробуем обратиться к практике. Отдыхают, занимаются туризмом и спортом (поход за грибами или купание в необорудованном месте – чем не отдых?), например, у нас в Казани на всех прилегающих к ней территориях, включая леса, водоемы и дачные массивы. По закону получается, что употреблять горячительное нельзя будет ни в одном из этих мест. Но будут ли граждане соблюдать подобный запрет, а главное – кто, как выражаются юристы, этот закон будет администрировать, то есть добиваться его исполнения?
Кто, скажем, сможет проконтролировать, «расслабились» ли, например, два соседа в лесу, возвращаясь из похода за грибами, или насколько законно отдыхают жители за городом, в частности на своих дачах? Даже огромной армии полицейских (которых, кстати, сократили во время прошедшей аттестации) на это не хватит. Даже при том, что у них будет повышенная мотивация – в Госдуме планируют увеличить штрафы за распитие спиртного с символических 100-300 рублей до нескольких тысяч. Поставить у каждого места для пикника или на удобном для купания берегу, а тем более при загородной даче, по стражу порядка не только нереально – в таких местах их вообще можно обнаружить с большим трудом. Так кто же будет администрировать?
Получается, что суровость очередного закона будет компенсироваться его если не поголовным, то довольно массовым неисполнением. Ведь если шансы попасть под санкции будут ничтожно малы, найдется очень немного граждан, которые откажутся от, увы, привычного времяпрепровождения за городом. Вся эта масса людей будет хорошо понимать, что нарушает законы и не несет за это абсолютно никакой ответственности. Так не это ли ощущение безнаказанности, в числе прочего, создает в головах наших соотечественников тот правовой нигилизм, о котором говорил Президент Дмитрий Медведев?