Почему попрошайки стали неотъемлемой частью городского пейзажа
Казань. Центр города. В подземном переходе возле парка Горького – вечерний час пик. У бабушки, что стоит здесь на коленях, выпрашивая милостыню, – тоже. И у многодетной семьи, которая побирается на проспекте Ямашева…
Нищие в благополучном городе. Это обязательная составляющая любой преуспевающей столицы? Или все-таки позорное явление, с которым можно и нужно бороться?
Учись, малыш, зарабатывать
Мужчина, который просит милостыню неподалеку от станции метро «Кремлевская», не похож на сирого или убогого. Руки на месте, ноги – тоже. Возраст – явно не пенсионный. Единственный заметный недостаток – чрезмерная назойливость. Пока не дашь рубль – будет продолжать канючить…
Но небо в клеточку попрошайке не грозит – закона, который предполагал бы наказание за подобное деяние, не существует. Другое дело, если бы побирушка привлек к своему промыслу, допустим, малолетних помощников. Таких «организаторов», сообщили мне в полиции, действительно ловят и наказывают.
Как часто? В нынешнем году в республике было возбуждено три уголовных дела, все – в Казани. Негусто. Видимо, для того чтобы попасть в поле зрения полиции, нужно провести на ступенях какого-нибудь подземного перехода не один месяц, и не только самому – с помощниками. Впрочем, не будем гадать, обратимся к конкретным фактам.
В конце июня в суд было направлено уголовное дело некоей Никитиной. Женщина обвинялась в вовлечении собственных малолетних детей в занятие попрошайничеством. Как полагает следствие, прошедшей зимой Никитина привела своего десятилетнего сына на перекресток Вишневского и Достоевского. Дала ребенку в руки стаканчик и заставила его вместе с ней просить милостыню. Женщину привлекли за это к административной ответственности, что ее не остановило. Спустя несколько дней Никитина привела ко входу в подземный переход на перекрестке Амирхана и Ямашева уже свою пятилетнюю дочь, снабдив ее инвентарем – пластиковым ведерком. Женщина неоднократно заставляла своих детей попрошайничать и после упомянутых случаев.
Лариса Осипова, начальник подразделения по делам несовершеннолетних МВД республики, поясняет: подтвердить факт вовлечения детей в попрошайничество крайне сложно. Для возбуждения дела необходимо доказать факты систематического принуждения ребенка. Более того, часть вторая статьи 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в занятие попрошайничеством, совершенное родителем) не касается тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
Женщины с малолетними детьми, прибывшие к нам из стран СНГ и собирающие милостыню в подземных переходах и на перекрестках, по-видимому, как раз из этой категории. Их с места работы никто не гонит.
По рублику – маме на роуминг
«Как они сами объясняют, просить деньги на улицах им приходится в связи с низким уровнем достатка, тяжелыми условиями проживания. Тут нет уголовно наказуемого деяния за привлечение детей», – комментирует ситуацию Лариса Осипова.
Но как можно с ходу определить, в какой жизненной ситуации находятся приезжие и насколько у них низкий достаток?
Как-то я пришла в опорный пункт полиции, расположенный в центре столицы. Туда привели десятилетнюю девочку-попрошайку. Дежурная рассказала, что ее доставляют сюда чуть ли не каждый день. Но через два часа она снова на точке – на улице Татарстан. Девочка была плохо одета, от нее дурно пахло, а вот мобильный телефон у нее далеко не самый дешевый.
Возле станции метро «Козья слобода» – любимая рабочая точка двух женщин в восточных одеждах и их смуглых малолетних помощников. Недавно я наблюдала здесь такую картину. Одна из женщин сидит на тротуаре с протянутой рукой, вторая – чем-то явно занята. Присмотрелась: спрятав в платке телефон, «бедная» женщина ведет с кем-то неспешную беседу. А между пассажирами снует малыш лет четырех. Видимо, собирает деньги для своевременного пополнения баланса…
И еще один момент, который не укладывается в голове. Допустим, большая часть армии нищих, наводнивших наши города, действительно пребывает в сложной жизненной ситуации и вправе поправить свое материальное положение за счет подаяний, так сказать, не выходя за рамки правового поля. Но неужели они не преступают закон, когда выводят попрошайничать своих детей в любую погоду? В июльское пекло, в декабрьские морозы, в дождь? Это же просто издевательство над детьми! «Да, прося со своими малышами милостыню и в холод, и в жару, они нарушают права детей. Но мы всегда получаем ответ, что это их образ жизни и способ зарабатывания денег», – признает начальник подразделения по делам несовершеннолетних УВД Казани Ирина Габдуллазянова.
«Максимально возможное воздействие на этих родителей – привлечение к административной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей и штраф в размере 500 рублей. Далее родителей и детей отпускают, ничего другого к этой семье применить невозможно», – говорит Гузель Удачина, уполномоченный по правам ребенка в республике. Если же выясняется, что эти лица проживают у нас незаконно, то тут подключаются миграционные службы.
Цель визита частная, только мне известная
Заметим: прибывшие из стран СНГ попрошайки не являются нелегальными мигрантами. Они без проблем пересекают безвизовые границы при наличии паспорта. Как рассказал начальник отдела иммиграционного контроля УФМС РТ Айрат Каримов, сейчас иностранный гражданин, въехав на территорию России, фактически 90 суток может находиться без учета. К тому же любой россиянин может поставить на миграционный учет неограниченное количество людей, причем независимо от метража квартиры. Вот такие у нас законы.
Категория лиц, рассчитывающих на кошельки сердобольных горожан, как правило, на 90 суток и приезжает. Когда три месяца истекают, они покидают Россию. А потом въезжают снова.
Возможен и другой вариант. Находясь в России, приезжие вдруг «теряют» паспорт. Решение же об административном выдворении из страны не может быть принято без документа, удостоверяющего личность. Более того, если мужчину при нарушении миграционного законодательства еще можно отправить на родину, то с женщинами сложнее. «У них по семь – двенадцать детей. На некоторых из них обязательно не будет документов», – объясняет Айрат Каримов.
Хлебное место с риском для жизни
Просят милостыню не только в переходах. Ежедневно инвалидов и детей можно встретить среди потока автомобилей. Прося подаяние, они рискуют жизнью и создают проблемы движению транспорта. Как же на это реагируют автоинспекторы? Отвечает командир казанского полка ДПС Рустам Ибрагимов:
– Мы каждый день выявляем попрошаек, передаем данные в УВД, оттуда выезжают патруль или сотрудники ПДН. За день с казанских дорог забирают как минимум шесть-восемь побирушек.
Рустам Ибрагимов признает – закон несовершенен. Часа через три этих людей выпускают, и они снова на дороге.
Взрослого попрошайку за нарушение правил дорожного движения ждет предупреждение или административный штраф в размере двухсот рублей. На оживленных перекрестках они собирают денег столько, что штрафные вычеты никак не подрывают их материальное состояние. Вот если бы автоинспекторы фиксировали каждый факт нарушения, тогда другое дело! Но, судя по тому, как смело, по-хозяйски ведут себя собиратели милостыни на казанских перекрестках, правоохранительные органы смотрят на их бизнес сквозь пальцы.
Что же получается? Попрошайки были, есть и будут неотъемлемой частью городского пейзажа? По крайней мере, до тех пор, пока не поправят действующие законы и не примут новые? А вот здесь позвольте не согласиться!
Пройдитесь по казанским улицам и переходам в дни больших праздников, во время посещения города серьезными делегациями. В эти периоды нищие, калеки, дети-побирушки исчезают с улиц, из подземных переходов как по мановению волшебной палочки! Не было нищих в городе и в дни празднования тысячелетия столицы.
Выходит, есть и силы, и возможности, и необходимые полномочия? Так, может быть, стоит использовать их не только по особым случаям? Все-таки облик города, здоровый или не очень, складывается не только из праздников и громких мероприятий, а еще и из обычных будней. Складывается изо дня в день, из месяца в месяц. И если мы хотим, чтобы столица всегда была привлекательной, открытой и жизнерадостной и для хозяев, и для гостей, нужно как минимум реагировать на негативные явления, даже если они кем-то считаются неизбежными.
Альсина ХУСНУЛЛИНА.