Приводя в порядок личную библиотеку, наткнулся на экземпляр газеты «Казанскiй телеграфъ» от 23 января 1910 года. Помню, мне его подарила на память председатель Союза журналистов Удмуртии Людмила Прокошева, когда я еще жил и работал в Ижевске.
Среди разнообразной рекламы на страницах этого номера нашлось место и нескольким серьезным материалам. Меня заинтересовала статья «К вопросу о борьбе с пьянством».
«…Пивные вносят преступность в население: грабежи и убийства увеличиваются, кражи у соседей и из домов родителей – нередкое явление, – пишет неизвестный автор. – И потому мы должны немедленно просить безусловного запрещения открытия в селениях пивных и трактиров, и если этого не будет сделано сейчас, то скоро не достанет помещения в тюрьмах для молодого поколения деревни и придется государству истратить в десять раз больше средств на тюрьмы, чем оно получает с пивных и трактиров…»
Прочитав статью, был по-настоящему удивлен: оказывается, беда, крепко держащая сегодняшнее село в своих когтях, процветала уже тогда. Сто лет назад!
Обманутые мечтами, пришедшими в конце 80-х годов с ветрами горбачевской перестройки, сельские жители открывали личные магазины, пекарни. А в придорожных селах появились автомастерские, кафе, бистро… Качество услуг и товаров, бедность сельского жителя, конкуренция, конечно же, сделали свое дело – большинство этих магазинов и кафе просуществовало недолго.
В моей родной деревне в те годы тоже открылось несколько частных магазинов. Помнится, рядом с одним таким была «чайхана». Говорю «была», потому что, слава Всевышнему, сегодня уже нет. Дело в том, что данное предприятие, открытое рядом с мечетью, по замыслу хозяев, вроде бы должно было оказывать сельскому населению и путникам кулинарные, кондитерские услуги. В действительности же с первых же дней оно превратилось, в забегаловку, где продаются только спиртные напитки и дешевые закуски к ним. У татар такие заведения называются «мэйханэ».
Это ли нужно было деревне? «Чэйханэ»-«мэйханэ» сразу стала излюбленным местом сельских мужиков. Вся работа по хозяйству легла на плечи женщин. Но и среди них со временем появились те, кто все чаще прибегал к услугам данного заведения. К ежедневным скандалам, сквернословию, воздуху, пропитанному водочной вонью, добавился и запах крови: вечеринки, обычно начинающиеся со ста граммов «за дружбу», случалось, заканчивались кровопролитной дракой. Именно в тот период увеличилось число молодых, наложивших на себя руки…
Суррогатную, дешевую водку в деревне купить проще простого, можно и в долг. И в любое время суток. Благо ни для кого не секрет имя и адрес продавца… Сидим как-то с соседями на улице. Разговор то и дело возвращается к теме безработицы, пьянства.
– На какие же деньги живете? – спрашиваю у односельчан. – Ведь сами говорите, что работы на селе нет.
– Ну, не совсем так, – отвечает один сосед. – Работа есть. Только не платят. А если нормальную зарплату не дают, зачем я буду батрачить бесплатно?
– А на что же водку покупаете, ведь каждый день пьяные?
– Пенсии отца пока хватает… Да и пьем только дешевую водку, самогон…
Как будто статья в газете «Казанскiй телеграфъ» посвящена именно моей родной деревне!
Вспоминаю еще одно событие. Весной вспахали огород. На углах остались не тронутые плугом места. Посчитав, что самому трудно будет справиться с задачей, окликнул вечного попрошайку, что проходил в этот момент мимо огорода.
– Помоги, – прошу. – Не обижу…
– Извини, сосед, – говорит. – Я уж отвык от такой работы…
Не прошло и получаса. Обошедший за это время всю деревню сосед вновь появился у ограды.
– Брат, не нальешь сто грамм? Я же знаю, у тебя есть. Войди в мое положение…
Вот такие они, нынешние сельские мужики!
Естественно, не все. Есть и непьющие, трудяги. Но их мало. И не они, увы, определяют ныне лицо деревни.
Как же спасти сельское население, молодежь от этой напасти?
Испокон веков наши деды, бабушки стремились привить молодежи благоразумие, отвращение к вредным привычкам. По себе знаю, были моменты, когда мы, молодые, обижались на аксакалов, которые, как нам тогда казалось, вечно придирались, запрещали кое-какие наши неблаговидные деяния. «Вы мыслите по старинке, сейчас другое время», – спорили мы.
Со временем же, когда уже сами стали взрослыми, начали понимать истинную цену каждого их слова.
В конце статьи «К вопросу о борьбе с пьянством» в «Казанском телеграфе» есть такие строки: «Дети, просящие милостыню по улицам, – в большинстве дети пьяниц, делаются также пьяницами потому, что унаследовали этот порок от родителей. Как сказал еще Плутарх, пьяницы рождают пьяниц. Но если возможно вырождение, то возможно и возрождение, если будет обращено внимание на правильное воспитание этих детей в духе трезвости».
Воспитание. Настойчивое, кропотливое, регулярное воспитание у детей, молодежи неприятия вредных привычек, особенно употребления спиртного – вот выход из тупика. Нынешнее взрослое поколение, пожалуй, уже не исправить. А вот молодежь, в руках которой будущее нашего села, надо от этого всеми силами отсекать. Деревню нашу ждет или вырождение, или возрождение. Другого не дано.
Амур ФАЛЯХОВ.