Годы, вы как чуткие струны, только тронешь – зазвенит струна
Поясню сразу: БэШа – так по начальным буквам имени-отчества зовет, с легкой руки училищной молодежи, и стар и млад в Актанышском районе Баязита Шаймардановича Мухаметова, проработавшего бессменно 18 лет председателем райисполкома и затем 16 лет директором местного профтехучилища, – исключительно из чувства глубокого уважения за весомый вклад, внесенный им в социально-экономическое и культурное развитие района.
– Баязит Шаймарданович, когда и кто вручил вам орден «За заслуги перед Республикой Татарстан»? Что запомнилось из церемонии награждения?
– Награду в Казанском Кремле вручил 5 апреля 2006 года, в день моего 75-летия, Президент Минтимер Шарипович Шаймиев. Запомнился смысл сказанных им при этом слов: Актанышскому району повезло, что почти два десятилетия одним из руководителей – председателем исполкома райсовета народных депутатов был Баязит Мухаметов. Сменялись секретари райкома партии, а предрик оказался незаменимым, поскольку земляки ему полностью доверяли. Затем Президент назвал вкратце основные показатели жизни района и призвал других районных глав брать пример с него.
– Говорят, что вы всю свою жизнь храните верность родному краю. Лишь однажды уезжали отсюда на время службы в армии. И сегодня живете в Актаныше, лучшем, по вашим словам, месте Земли…
– Я от земли, родился в многодетной крестьянской семье, жившей в маленькой лесной деревушке Верхние Бугады, был старшим из восьми детей. Отец, участник Великой Отечественной войны, откуда вернулся раненым, до войны и после нее был председателем колхоза, мать – колхозницей. Всем хорошим во мне я обязан прежде всего родителям. Учили они нас, детей, честности, трудолюбию, совестливости. Отец был очень требовательным человеком, начиная с себя, но справедливым и отзывчивым, потому пользовался большим уважением среди односельчан. Нас, своих детей, не выделял среди остальных – наравне с другими сверстниками я со школьных лет трудился и в поле, помогая взрослым, и общественное стадо по очереди, как заведено в деревне, пас…
После средней школы преподавал в школах аулов района, где не хватало учителей. Вернувшись со службы в армии, был направлен районо в одну из семилетних школ, где вел физику, математику, физкультуру. Был там колхозным агитатором-пропагандистом, лектором, секретарем комсомольской организации. Тогда на селе популярны были концерты, спектакли художественной самодеятельности, и мы, молодежь, пропадали в клубе допоздна.
В 1956 году избрали меня первым секретарем райкома ВЛКСМ. По окончании Свердловской высшей партшколы работал секретарем парткома колхоза «12 лет Октября», совхоза имени Кирова. В 1962 году район был упразднен как самостоятельный – результат одной из авантюрных новаций Хрущева – и присоединен к Мензелинскому. Когда же этого экспериментатора сняли с должности, Актанышский район был восстановлен, это произошло в 1965-м. Меня избрали вторым секретарем райкома партии. Первым был Салих Гарифуллович Сафин, тоже кавалер высшего ордена республики, много лет потом возглавлявший профсоюзы Татарстана. Мы с ним семь лет рука об руку трудились во благо района, я – уже в качестве предрайисполкома, которым был избран в 1969 году.
– Широко известно, что на этот период выпал один из самых трудных этапов жизни актанышцев. В связи со строительством Нижнекамской ГЭС было принято вынужденное решение о ликвидации 22 деревень района из-за предстоявшего затопления их водохранилищем. Под воду уходило тридцать тысяч гектаров земель… Наверное, переживания актанышцев, возникшие в связи с этим, сотни неотложных проблем по переселению, вплоть до кладбищ, можно сравнить с описанием аналогичных событий в повести «Прощание с Матерой» Валентина Распутина?
– Да, там тоже земля, где искони жили люди, должна уйти под воду будущей ГЭС, но масштабы действия куда меньше – все же речь идет об острове. А тут тридцать тысяч гектаров земли! Не буду утомлять подробностями тех перипетий, скажу лишь, что тогда я, как, наверное, и другие, лишился нормального сна из-за выпавших забот-хлопот. Именно в этот непростой период выпало мне близко познакомиться с первым секретарем обкома партии Фикрятом Ахметжановичем Табеевым, руководителями ведущих министерств и ведомств республики, которые морально поддерживали и энергично помогали выполнять решение по переселению из зоны затопления и устройству быта тысяч людей на новом месте, строительству нового райцентра-агрогорода.
Неоценимую помощь оказал землякам-актанышцам Минтимер Шарипович Шаймиев, тогда министр мелиорации. В возведении райцентра мы всегда ощущали его действенную поддержку. Но главное, что сделал он для нас, будучи уже секретарем обкома партии по селу, – построил Актанышский элеватор, который в корне изменил уклад ведения растениеводства в районе. А дело было так. В 1983 году на полях вызрел богатый урожай. Но началась уборка, и пошли дожди изо дня в день. А элеватора нет – старый, попавший в зону затопления, разломали, к строительству нового не приступали из-за отсутствия финансов. До этого как-то терпели – и дожди были нечасты в уборку, и зерна так много не урождалось… Как быть? От отчаяния позвонили мы Шаймиеву. Он приехал на другой же день, осмотрел лежавшие на токах горы мокрого зерна, начинавшего уже «гореть», и вынес вердикт: необходимо строить элеватор! А ведь это стройка неординарная, но через четыре года хлеб нового урожая принимал уже новый элеватор.
– Баязит Шаймарданович, чувствуется, что ваша память хранит множество живых деталей поры вашей деятельности на посту председателя райисполкома, жаль, газетные рамки лимитируют нас. А в целом каковы были ваши итоговые результаты?
– Да, я с благодарностью вспоминаю встречи по работе с такими людьми, как секретарь обкома по строительству Михаил Троицкий, завотделом строительства обкома Искандер Валеев, начальники «КамГЭСэнергостроя» Евгений Батенчук и «Татэнергостроя» Евгений Королев, «Татколхозстроя» – Тагир Айзатуллов, «Татнефтестроя» – Лаврентий Гоголашвили, и со многими другими, у каждого из которых я перенимал что-то полезное для себя по части стиля руководства и организации дела.
Ну а в качестве материальных итогов своей работы на посту предрика могу назвать 16 клубов, 29 домов культуры, 18 школ, 16 железобетонных мостов, сотни километров асфальтированных дорог, электрифицированные и газифицированные деревни и села, десятки производственных объектов, ставших реальностью за эти годы…
– Какие принципы считаете вы основополагающими для руководителя, следование которым было для вас обязательным?
– Можно много говорить о содержании такого предмета, как стиль руководства, написано немало пособий и книг на эту тему. Я же придерживался в своей практике таких вроде бесхитростных внешне вещей, как обязательность взаимопонимания с сопредельными службами, невмешательство в полномочия других, дабы не подменять их, профессиональная ответственность за исполнение своих обязанностей, бережное отношение к знающим свое дело кадрам. Проиллюстрирую парой примеров. Наметили однажды заседание райисполкома по вопросу развития животноводства в одном из колхозов с приглашением его председателя и специалистов. Назначенный час настал, а приглашенных нет. Стал выяснять почему. Оказалось, председатель встретил на улице второго секретаря райкома, и тот повелел не ходить на это заседание. Я шапку в руки – и к первому: разве можно так поступать, это же прямой подкоп под советскую власть, игнорирование ее! Первый меня понял и тут же созвал заседание бюро райкома, где «воздали должное» по справедливости и зарвавшемуся второму секретарю, и председателю колхоза. Оба они извинились передо мной. Другой факт. Под лозунгом обновления кадров в местные органы советов разных уровней пришло немало молодых людей. Их пришлось терпеливо учить методам и формам работы. А между тем нашлись в райкоме ретивые функционеры, которые вынесли на бюро рассмотрение вопроса об освобождении многих новичков как не справляющихся с обязанностями. Я резко выступил против этого со словами: «Раз вы мне доверили руководство районным Советом, так позвольте мне самому решать вопросы подготовки вверенных мне кадров. Для этого нужно время, наберитесь терпения. Не сразу и Москва строилась…».
– Вам в минувшем апреле исполнилось восемьдесят лет. Как живется, чем занимаетесь?
– Да живу вроде, грех жаловаться в смысле здоровья. Есть круг ежедневных забот, связанных с домашним хозяйством, с внуками. Читаю книги, газеты, интересуюсь политикой как внешней, так и внутренней. Конечно, я не профессиональный политик или экономист, не ученый- философ или историк, может, неглубоко разбираюсь в происходящем, но честно скажу: многое в нашей сегодняшней жизни мне не по душе. Например? Кричащая, наглая роскошь и богатство одних, явно меньших по количеству, и бедность на грани с нищетой большинства других. Это признают, как явствует из многих СМИ, и сами власти. Не нравится в большинстве своем нынешнее телевидение – чуть ли не на всех каналах изо дня в день бандитские разборки, секс, гламурная, лишенная какой-либо духовности жизнь шоу-бизнеса… Активно не нравится наличие в больших масштабах в стране безработицы, алкоголизма, наркомании… Прошлым летом пришлось съездить по своим делам в Пермский край, где был до этого лет пятьдесят назад. Так что поразило? В районах, где проезжал, не увидел ни приличных дорог, ни мостов через речки, впечатление такое, как будто война прошла. И разительным, кричащим контрастом на этом фоне разорения – коттеджи богатеев, соревнующихся друг с другом в многоэтажности и изощренности архитектурных наворотов.
Печально все это. Что бы ни говорили мне, как бы ни «просвещали» относительно ценностей демократии и либеральной экономики, из головы не выходит запавшее с молодости заключение Карла Маркса о главной цели капитализма – получении прибавочной стоимости для собственников «заводов, газет, пароходов» и о трехстах процентах прибыли, для получения которой капитализм не остановится ни перед каким преступлением. Есть ведь страны, где тоже капитализм, но люди в массе своей живут куда лучше и равноправнее нас, – Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Германия…
– Будем надеяться и верить, что и мы со временем «выйдем в люди», ведь, как говорят у татар, без надежды живет лишь шайтан. Баязит Шаймарданович, а у вас, кроме ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан», какие еще награды есть?
– Ордена «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, медали, Почетные грамоты Татарстана, различных министерств СССР, РСФСР, ТАССР, почетные звания, серебряные медали ВДНХ, медаль VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, состоявшегося в 1957 году в Москве…
– Да, в этих наградах наглядно отражена вся ваша жизнь – от студенческой поры до лет, убеленных сединами…
– Лет вроде немало прожил, жизнь же – как миг какой-то. Удивительная и непостижимая все-таки она штука, жизнь…