Непрофессиональные проблемы профессионалов сервиса
Даже в советские годы, когда все были вроде бы как равны, некоторые семьи могли себе позволить держать нянь и домработниц. Но массовым это явление стало относительно недавно, когда пошло активное деление общества по материально-имущественному признаку. Так что неудивительно, что культура отношений между нанимателями и приходящими работниками в нашем обществе еще только формируется. И порой эти отношения носят не слишком гармоничный характер.
Подруга или прислуга?
Задолго до пенсии Ольга ушла из своей бюджетной организации: муж умер, нужно было поднимать на ноги детей. Устроилась распространителем в сетевую компанию, дело неожиданно пошло. На радостях она набрала кредитов – вместе с детьми росли и их запросы… Но потом продажи, как нарочно, упали. А долги нужно было возвращать… И тут в газете ей попалось объявление – «Ищу няню со знанием педагогических методик к двум маленьким детям».
В молодости Ольга как раз увлекалась различными педагогическими новациями, в том числе вопросами раннего развития. И решила рискнуть – очень нужны были деньги. Работодателем оказалась дама средних лет, владелица собственной фирмы. Ольга приглянулась ей тем, что дети сразу потянулись к чужой «тете».
Кроме Ольги в коттедже работали и здесь же жили еще кухарка и горничная. Римма оказалась идеальным работодателем – немаленькую зарплату выплачивала вовремя, с пониманием отнеслась к проблемам Ольги: помогла переоформить кредит, выплатила проценты в счет зарплаты и согласилась принимать долг в рассрочку. Вечерами женщины вели долгие задушевные беседы, и новоиспеченной няне казалось, что они с Риммой стали настоящими подругами.
Конечно, за такое отношение Ольга выкладывалась на новой работе по полной программе, отодвинув на второй план собственную жизнь и даже редко бывая дома, благо дети были достаточно взрослыми. При этом она уже предвкушала, что вот-вот расплатится со всеми долгами…
…И тут грянул кризис. Хозяйка дома без предупреждения уволила домработницу и повариху, а удивленной Ольге объяснила – «Ты же все равно практически живешь здесь, так что сможешь приготовить, убрать в доме». Затем последовало еще одно неприятное новшество – вместо оклада Римма ввела Ольге почасовую оплату, причем без учета ночных часов, выходных дней, а главное – дополнительной работы! Заработок заметно снизился, и если при прежней схеме оплаты Ольге удавалось без потерь для личного бюджета отдавать Римме очередную часть долга, то теперь пришлось садиться на жесткий режим экономии. В то же время объем работы с детьми увеличился – малыши подросли и требуют все больше внимания. Какая уж тут уборка!
Сейчас Ольга настраивает себя на серьезный разговор с «подругой». И невесело вздыхает: «Если она не пересмотрит условия оплаты, наверное, придется увольняться». А вот как справиться с депрессией от такого «подружкиного» «предательства» – она пока не знает.
При этом, в принципе, понять Римму тоже можно – наверняка она полагает, что раз помогла Ольге в свое время, то теперь ее очередь выручить хозяйку в кризисной ситуации.
– Но вообще надо сказать, что для многих людей, имеющих возможность нанимать домашний персонал, характерно такое отношение – платить одному человеку, но использовать его, что называется, на полную катушку – за троих-четверых, – констатирует Галина, учредитель клининговой компании (поясним: клининг – это профессиональная уборка помещений с использованием современных средств и технологий). – При этом работник, устраивающийся в дом по личной договоренности с хозяевами, как правило, ничем и никем не защищен, своих прав не знает и терпит этот произвол, потому что боится потерять работу.
Но если Ольга действительно решится уйти от «подруги», профессиональные кадровики советуют ей учесть горький опыт и соблюдать некоторые правила.
– Как бы хорошо ни относились к вам работодатели, соблюдать субординацию – в ваших же интересах, – говорит сотрудница кадрового агентства «Вся Казань» Татьяна Гражданцева. – Общайтесь на «вы», держите определенную дистанцию и помните: вы в доме – лишь приходящий работник.
Кстати, показательный случай: однажды в агентстве помогли некоей даме подобрать домработницу. А через некоторое время дама привела в агентство свою тетю – та хотела найти аналогичное место. То есть некоторые люди сознательно не хотят брать на работу близких, полагая, что отношения работодателя и нанимателя – это достаточно сложный процесс и не стоит вмешивать сюда личные чувства.
Еще один момент: нанимаясь на работу, люди – кто от стеснения, кто находясь в эйфории от обещанной зарплаты – не оговаривают некоторые важные моменты.
– Мы всегда советуем соискателям: обязательно уточняйте, какой предполагается график работы, будут ли вам оплачивать дорогу туда и обратно, как планируется выдавать зарплату – сразу или в несколько приемов, – поясняет Татьяна Гражданцева. – Все это – только на первый взгляд мелочи.
Коллега Татьяны Марина Сухорская обращает внимание потенциальных работников еще на один нюанс: устраиваясь на работу через агентство, они заключают официальное трудовое соглашение, где по пунктам оговорено, что именно они должны делать. И тогда уже работодателю затруднительно будет принудить няню убирать квартиру, а горничную – гулять с детьми. Конечно, за посредничество агентства берут определенный процент. Но тут уж каждый сам должен для себя решать, что лучше – получить чуть меньше, зато избежать многих недоразумений, либо за большие деньги оказаться в роли этакой безотказной Золушки.
«Требуется уборщица с высшим образованием»
И все же, говорят специалисты кадрового агентства, практика показывает: хорошие отношения с хозяевами при меньшей финансовой составляющей – это лучше, чем терпеть хамство за хорошие деньги.
47-летняя Роза одна воспитывает дочь-студентку, которая учится на платном отделении вуза. У Розы – высшее библиотечное образование, но лет пять назад, проработав два десятка лет в одной из городских библиотек, она подалась на «вольные заработки». Недавно знакомая предложила женщине занять вместо нее место приходящей уборщицы «у очень богатых людей». Розу представили новым хозяевам, которые немедленно взяли с нее расписку о том, что она не разгласит сведений ни о местонахождении дома, ни о проживающих там жильцах, ни какую-то другую конфиденциальную информацию. Взамен ей предложили действительно хорошие деньги. Как потом рассказала Розе ее знакомая, претенденток на это место было много, но хозяев подкупило, что убираться в доме будет «интеллигентка с высшим образованием».
У супругов есть сын-семиклассник, ученик одной из элитных школ. Роза не сразу поняла, что подросток ее почему-то невзлюбил. У мальчишки оказалась неприятная привычка очень тихо подкрадываться к уборщице именно в тот момент, когда она держит в руках посуду. Однажды он громко хлопнул в ладоши за ее спиной. Роза от неожиданности разбила тарелку из дорогого сервиза, и ее стоимость вычли из зарплаты. Разбираться в деталях хозяйка не стала, а Роза, естественно, промолчала. «Представляешь, он как-то раньше времени пришел из школы, заглянул в уборную и с криком оттуда выскочил: «Вы плохо вымыли унитаз, там грязно!» А я просто воду вылила из ведра и смыть не успела. Пытаюсь ему объяснить, а он мне со злостью – «Ваше дело слушать, что хозяин прикажет!» – пожаловалась недавно Роза.
«У него такие барские замашки от родителей, они в моем присутствии ведут себя высокомерно, могут сделать замечание по какому-то пустяку, – не удивляется Роза. – Я даже стала бояться, что мальчишка, например, спрячет дорогую вещь и обвинит меня в краже. Камер-то слежения в доме нет, как я докажу, что не виновата?»
В общем, признается сама себе новоявленная домработница, оказалось, что даже большие деньги не могут примирить с мыслью о том, что она – прислуга, к которой относятся как к человеку второго сорта.
Иерархия ценностей
– Еще французский драматург Бомарше в свое время писал: «Если принять в рассмотрение все добродетели, которых требуют от слуги, то много ли найдется господ, способных стать слугами?» – говорит психолог, доцент курса клинической психологии Казанского медуниверситета Юрий Калмыков. – Хамское отношение к домашнему персоналу очень ярко характеризует самих хозяев, их культурный уровень (ведь ребенок только перенимает стиль поведения родителей). В нашей стране подобный стиль вообще характерен для отношений «начальник – подчиненный». Это наследие тоталитарного прошлого, когда материальных стимулов принудить человека работать практически не было, вот и действовали больше кнутом, чем пряником. И многие наши руководители разного уровня до сих пор не могут понять, что человек лучше работает, когда его уважают и ценят.
– По своим сотрудникам могу сказать, что от придирок и хамства люди устают гораздо больше, чем от самой работы, – продолжает тему специалист по клинингу Галина. – Поэтому, если сталкиваюсь с подобным, могу просто снять людей с работы, и больше мы по этому адресу не ездим. Да, мы теряем клиента, но душевный комфорт все-таки дороже.
Впрочем, говорят психологи, иерархия ценностей у всех разная. Кому-то на работе важнее комфортная обстановка, другой готов многое вытерпеть ради денег или потенциальной карьеры.
– Нужно просто осознать, что работа, где «интересно, комфортно и много платят», – большая редкость, и решить для себя, чем вы готовы жертвовать, – полагает Юрий Калмыков.
При этом психологи советуют помнить: никто не может заставить человека чувствовать себя униженным. Мы уже говорили о том, что не нужно в отношении хозяев допускать панибратства, но и чувство собственного достоинства сохранять необходимо. В конце концов, чем наша обслуга хуже какого-нибудь английского дворецкого? В конце концов, профессионально выполнять домашнюю работу – это тоже труд, непростой и заслуживающий уважения.
Конечно, если вспомнить, что в нашей стране крепостное право отменили всего полтора века назад, можно сказать – нам до английских вековых традиций пока далеко. Но когда-то же надо начинать по-чеховски «выдавливать из себя раба». Люди обычно очень хорошо чувствуют вашу внутреннюю силу, уверенность, и корректируют свой стиль общения. Ну а если уж совсем «достали» барские замашки хозяев – не стоит бояться потерять такую работу, полагают сотрудники кадрового агентства.
– Хорошая домработница без дела вряд ли останется, – говорит Татьяна Гражданцева. – Рынок услуг домашнего персонала растет постоянно. Правда, предложение на этом рынке превышает спрос, но найти достойное место человеку с опытом совершенно реально. Тем более что случаи хамства в нашей работе встречаются все же реже, чем адекватные отношения между нанимателями и работниками.
Вы скажете – а что, только хозяева бывают хамами и тиранами, а прислуга всегда и вся в белом? Безусловно, нет, пуская чужого человека в дом, хозяева тоже рискуют, и известно немало случаев, когда именно они страдали от непорядочности приходящих работников. Но это уже другая история, и о ней мы поговорим как-нибудь в следующий раз.