Вчера большая часть рабочего дня Президента Татарстана Минтимера Шаймиева прошла в автограде. Глава республики и сопровождавшие его лица побывали на картонно-бумажном комбинате, где ознакомились с прогрессивными методами управления производством, а также предприятиях корпорации “Расстал”, выпускающей конструкции фасадов зданий и электрические провода. И ставшей, во многом благодаря поддержке руководства республики, витриной достижений малого и среднего бизнеса, причем не только в масштабе города. А на оптово-розничном рынке “Челны” при общении с предпринимателями были затронуты проблемы перевода торговли на цивилизованные рельсы.
Затем настала очередь объектов социального назначения. М.Шаймиев посетил госпиталь для участников и инвалидов войны, принял участие в открытии молодежно-студенческого центра “Нур”. Программа поддержки нового поколения, принятая в Год молодежи, не остается на бумаге…
Во второй половине дня состоялась сессия городского Совета народных депутатов, на которой с отчетом о работе администрации города в 2000 году выступил ее руководитель Рашит Хамадеев.
Затем слово взял Президент РТ. Кратко остановившись на политическом и экономическом положении республики, ее вкладе в развитие федеральных начал в государственном устройстве России, Минтимер Шаймиев сфокусировал внимание аудитории на челнинских проблемах. Роль
КамАЗа как градообразующего предприятия восстановлена. Не без помощи Татарстана. Однако со стороны менеджмента автозавода не должно быть и намека на потребительское отношение к республике. Глава РТ счел даже необходимым сделать уточнение в лозунге, озвученном на сессии генеральным директором КамАЗа Иваном Костиным: “КамАЗ стране, Татарстану вернули, сейчас мы должны его удержать”. “Вы должны”, – заметил, чтобы исключить кривотолки, М.Шаймиев.
От выбора правильной стратегии развития автогиганта зависит его судьба уже в ближайшем будущем. Действие в экономике, в том числе и для КамАЗа, благоприятных факторов, порожденных дефолтом в августе 1998 года, заканчивается. Эксперты не берут на себя смелость предсказать, какой будет экономическая ситуация уже во второй половине текущего года. Могут возникнуть серьезные трудности с реализацией инвестиционных продуктов, к каковым относятся тяжелые грузовики. Однако, подчеркнул М.Шаймиев, это не снимает с руководителей автозавода ответственности за обеспечение роста средней зарплаты персонала, решение жилищной проблемы.
Если сегодня нет необходимости никому доказывать, что КамАЗ и город – это одно целое, то в последние годы возникшая отгороженность его от Тукаевского района по-прежнему существует. Необходимо возродить былую славу пригородной сельскохозяйственной зоны. От этого выиграют и сельчане, и горожане. Ведь раньше из пригородных хозяйств в Челны поступало столько мяса и молока, сколько сейчас завозится из 5-6 районов республики.
Президент много времени уделил проблеме молодежи. В автограде она стоит остро, как нигде в Татарстане. Отчасти по объективным причинам. По глубине экономической депрессии в середине 90-х годов с Челнами может сравниться разве что Зеленодольск. Последствия от нее сказываются до сих пор. Так, до сих пор не могут найти работу 420 выпускников средних школ прошлого года. Нужны нетривиальные подходы и при решении жилищной проблемы. Дети первостроителей КамАЗа вступают в брачный возраст, перспективы же самостоятельного обустройства в жизни у них весьма туманные. Республиканская программа “Ветхое жилье” близится к завершению. Высвобождаемые средства будут направляться на строительство квартир для молодежи. М.Шаймиев дал также понять, что не исключает того, что на эти же цели пойдут деньги, которые сейчас местный бюджет тратит на обслуживание своих долгов (в общей сложности это около 300 млн. рублей). При условии, что взятые в свое время у республики кредиты город вернет.
Деятельность администрации города за отчетный период депутаты горсовета признали удовлетворительной.
В.ЖИГУЛЬСКИЙ.
Из Набережных Челнов Минтимер Шаймиев выехал в Елабугу, где принял участие в презентации нового автобуса “Bars”.
Эти автобусы выпускает на территории свободной экономической зоны “Алабуга” ООО “Скантат-Алабуга” по завезенной из Швеции экономичной технологии. Но это уже не традиционная “отверточная” cборка – часть комплектующих производится непосредственно в Татарстане. Автобус на базе шасси “КамАЗа” оснащен семицилиндровым двигателем Volvo-Penta, коробкой передач Казанского моторостроительного производственного объединения, изготовленной по лицензии германской фирмы Voith. В перспективе производство всех “западных” комплектующих должно быть освоено предприятиями республики.
Проект может окупиться уже через полтора года, а республика будет выпускать автобусы, близкие по качеству к европейским и значительно дешевле по цене – от 65 до 70 тысяч долларов.
Собраны первые два автобуса “Вars”, причем сделано это в рекордно короткие сроки – предприятие было зарегистрировано лишь в начале ноября 2000 года. Предприятие способно выпускать до 250 таких “барсов” в год – такова его проектная мощность при односменной работе, но предполагается и выход на двухсменный режим.
М.Шаймиев подчеркнул важность создания в Татарстане предприятия со стопроцентными иностранными инвестициями. Обращаясь к представителям шведской стороны, он отметил, что их решение создать предприятие в нашей республике обязательно даст положительные результаты. Самое большое наше завоевание – высокая грамотность и образованность граждан, и если им помочь, они смогут многое сделать. В течение пяти лет Правительство РТ намерено закупать по 150 автобусов для нужд республики.
В презентации автобусов приняли участие первый вице-премьер РТ Равиль Муратов, министр финансов Роберт Мусин, министр торговли и экономического сотрудничества Хафиз Салихов, директор отделения фирмы “Volvo-Penta” в Восточной Европе Ионни Стримель, генеральный директор фирмы “Скантат” (Швеция) Борье Вермстет и другие.