Возвращение в жизнь

Что может увеличить шансы человека на выздоровление от наркотической зависимости?

Автор статьи: Вера АРЯМНОВА

information_items_1347367479

Что может увеличить шансы человека на выздоровление от наркотической зависимости?

Не секрет, что наркоситуация в мире, стране, республике и пути ее улучшения далеки от совершенства. Поэтому не будем в очередной раз приводить статистические данные по распространению наркомании, которые вгоняют в мрачное состояние борющихся за здоровое население планеты.

Тем более что капитулировать никто не собирается. Ни органы наркоконтроля, ни службы медреабилитации, ни общественные организации, помогающие людям, которые стали зависимыми, ни те, кто всерьез решил от зависимости освободиться.

Вписаться в социум после лечения от химической зависимости и медицинской реабилитации без посторонней помощи удается небольшому проценту пролеченных (56, максимум 7 процентов). Комплекс проблем, которые надо преодолеть на пути к статусу полноценного члена общества, чаще всего превосходит душевные силы человека, и он возвращается к употреблению наркотиков.

Одна из главных причин, почему это происходит, – несовершенство государственной системы помощи наркозависимым, которая практически обрывается на медицинской реабилитации. Общественные организации, берущие на себя дальнейший труд по ресоциализации таких больных, действуют практически на голом энтузиазме.

Казанское трудовое агентство для бывших наркозависимых «Энергия успеха» как социальный проект действует на грантовой основе, а значит, планомерного финансирования у него нет. В прошлом году психологи и социальные работники обходились без оплаты 11 месяцев – деньги пришли в декабре. Какие тут требования можно предъявлять к сотрудникам? В этом году ждали мая, чтобы начать работу… Но все еще ждут, говорит Татьяна Дмитриева, председатель казанской общественной организации родственников наркозависимых «Вера», работающей на площадях подросткового клуба «Роза ветров». Между тем трудоустройство – основная проблема человека, переставшего употреблять наркотики.

САМ СЕБЕ АДВОКАТ

Василию 33 года, заочно учится в вузе, женился. В «Розе ветров» он уже не клиент, а волонтер: помогает новичкам поддерживать решимость в отказе от наркотиков, основываясь на своем опыте преодоления. А опыт немалый: 18 лет употребления. Как результат – потеря здоровья. Недавно пережил операцию на сердце.

– Получаю на бирже труда пособие – восемьсот пятьдесят рублей. Там не могут найти мне работу. Состою на учете в наркодиспансере, поэтому, куда хотел бы устроиться – не берут, а куда могут взять наркозависимого – не позволяет здоровье.

Проблема эта серьезная, но есть и другая: отношение общества к наркоманам как к людям социально обреченным. Василий – обаятельный, убедительный человек, но ощущает себя изгоем:

– Можно много хорошего сказать о человеке, но если добавить, что он бывший наркоман, – все насмарку. Какое может быть к нему доверие, я понимаю. Наркоманам сам не верю, но выздоравливающим верю, потому что вижу, к чему и как они идут. Порой они честнее и чище, чем люди в социуме. Такие не обманут, потому что не просто бросают употреблять наркотики – они меняются. Отказываются от воровства и лжи, но… их прошлое идет по пятам. Социум их не принимает. Никого не интересует, кем ты являешься сейчас. Как я могу доказать, что на меня можно положиться, если у меня нет работы? Наркоман – это приговор…

Наркоман и тот, кто встал на путь выздоровления, – два разных человека, как показывает практика. Но принять наркоманию как болезнь, от которой можно избавиться, мы не готовы, повторяя расхожее: бывших наркоманов не бывает. Еще как бывает! Есть благополучные люди, десятилетиями воздерживающиеся от наркотиков…

Василий меж тем продолжает:

– Я начинал с пивка… Алкоголь социально приемлем. У нас его рекламируют по телевизору. Поэтому к алкоголикам отношение другое: «Хороший человек, только пьет». Если у наркомана болезнь протекает быстро, у алкоголика – растянуто. Он может всю жизнь мучить свою семью. До конца дней. Что лучше? От алкоголя клетки мозга умирают безвозвратно, от наркотиков – только видоизменяются.

– А как это влияет на нравственные качества наркомана?

– Нравственных качеств у наркоманов нет вообще. Ты не можешь ни о чем думать, кроме как об очередной дозе.

То-то и оно.

Хотя, справедливости ради, стоит отметить: у алкоголика тоже со временем место совести, да и других ответственных чувств, занимает бутылка.

ПОСАДИТЕ В ТЮРЬМУ, ПОЖАЛУЙСТА!

Анвару 36 лет. Четыре года не принимает вещества, изменяющие сознание. Схема наркоманского стажа обычная: в 13 лет начал с клея, далее – легкий наркотик вкупе с алкоголем, позже пришел черед героина.

– В юности я успел стать кандидатом в мастера спорта по вольной борьбе и туризму. Но в девяностые годы начали закрывать дворцы и подвалы, где мы занимались. А вот у группировщиков подвалы были… Подготовленные парни годились не только для занятий спортом. Это привело меня в тюрьму.

После отсидки женился, родилась дочь, но сохранить семью не удалось. Жена умерла от передозировки. Самого же наркотики скрутили так, что пришел в милицию и сказал: «Посадите меня на два года!»

– Нашли незакрытое дело. Написал явку с повинной, но судья понял, что дело сфабриковано. И дал условное наказание. А я любое дело мог на себя взять – в крепких тюремных стенах видел свое спасение от наркотика.

Теперь Анвар понимает, что в своем развитии остановился в 90х. Он снова женат, растет сын. С дочкой от первого брака восстановил отношения, плотно общаются. В «Розе ветров» он волонтер. Помогает по хозяйству.

– Я еще не отдал долг «Розе ветров». Только здесь понял, что моя жизнь была сплошным бредом, что невозможность принять толковое решение – результат наркомании. Ищу ответы на вопросы, которые ставит жизнь, как учат психологи. Прибегаю к рисункам, схемам: что есть и что надо сделать… Все элементарно, но для меня это было новшеством. Жизнь начала налаживаться, когда пришел сюда. До этого я не знал своих прав, забитый ходил…

Однако и у Анвара та же проблема, что у Василия, – трудоустройство.

– Я должен содержать семью. Конечно, «любую» работу найти можно. Говорят: иди подметай. Но я строитель. И еще вопрос, заплатят ли за эту «любую» работу. В половине случаев говорят: извини, нет денег… Это с «нормальными» людьми расплачиваются, бывшим же наркоманам, как и мигрантам, норовят не заплатить. А при устройстве в цивильную организацию всплывают судимость, справка из наркодиспансера… И – до свиданья! У бывшего наркозависимого устроиться на хорошую работу мало шансов.

ДЕЛАЛ, ДА НЕДОДЕЛАЛ – НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЛ

В 90-х годах проблема наркомании коснулась семьи Татьяны Дмитриевой. Она изменила отношение к ней, изменила образ жизни, и ее сыновья в итоге здоровы. Срок чистоты от наркотиков уже 10 лет. Не будем говорить о том, чего это стоило… Но с тех самых пор она посвятила жизнь помощи людям, которых настигла эта беда. Основала организацию вместе с другими родителями наркозависимых и возглавила ее. Главная уставная задача – бесплатная и эффективная помощь им и их семьям. Татьяна Георгиевна констатирует:

– Сейчас проблема нисколько не ослабла, она захлестнула нас. Но справиться с ней без налаживания системы социальной реабилитации наркоманов вкупе с их трудоустройством невозможно. К нам в «Розу ветров» в основном приходят после медреабилитации, есть прецеденты – и с улицы. Ребята не адаптированы к жизни – необходимо восстановление у них функций и понятий, которые не были обретены в силу разных причин до употребления наркотиков или утеряны во время его. Мы стараемся это восстановить…

– Это не есть кардинальная неспособность влиться в социум?

– Они могут стать полезными обществу. Это просто пробел. Психологи учат их ставить реальные цели. По­

смотрите на выздоравливающих ребят: они не пустышки, знают, почем лихо. Отзывчивы, благодарны, ответственны. Вот только общество им не верит…

За стеной комнатки, где беседуем, занимаются две группы выздоравливающих, всего 18 человек. Больше «Роза ветров» принять не может. На сегодня через клуб прошло 830 человек. И удивительную слышу цифру: не возвращаются к употреблению 63 процента молодых людей!

– За эту цифру я отвечаю, – говорит Татьяна Георгиевна. – Если человек прошел лечение и постлечебную реабилитацию, далее у нас социальную реабилитацию и волонтерство – срывов практически не бывает.

В «Розе ветров» работают директор с зарплатой 4300 рублей, три психолога на полставки и три социальных работника. Текучесть большая. Волонтеры, помощники во всех делах центра, получают сумму, на которую прожить нереально.

– Поэтому наркомания и цветет махровым цветом – кто за такие деньги будет работать? – говорит Татьяна Дмитриева. – И не хватает площадей. К нам ведь обращается огромное число людей. Когда организации исполнилось пять лет, за хорошую работу определили нам здание. «Вера» оплатила проектносметную документацию на его реконструкцию. На этом все остановилось. Кризис проклятущий помешал…

Есть и другие проблемы. Необходимо готовить менеджеров того же трудового агентства. Попробуйте работодателю, грубо говоря, всучить выздоравливающего, но наркомана. Как его заинтересовать? Этому учат – в Санкт-Петербурге, например. Но денег на обучение специалистов не предусмотрено вообще. Не будем еще забывать про работу с созависимыми родственниками, которая тоже требует квалификации. Всемирная организация здравоохранения не зря по тяжести протекания ставит созависимость на третье место после сердечнососудистых заболеваний и онкологии, зависимость – на четвертое. Почему? Зависимые люди получают в Татарстане помощь в большом объеме – вот уже подбираемся и к их трудовой адаптации. А для созависимых нет ничего, только общественные организации, которые учат, как грамотно относиться к болезни и помогать детям­наркоманам.

В общем, картина ясна. Чтобы эффективно помогать выздоравливающим от наркомании, государство должно раскошелиться. То, что подростковая служба у нас перебивается с копейки на копейку – залог неуспеха. Хотя альянс «государство – общественная организация» может быть эффективным.

Мнение эксперта

Татьяна Дмитриева, председатель общественной организации родственников наркозависимых «Вера»:

– В «Розе ветров» много программ, связанных с социализацией, в том числе трудовой адаптацией наркозависимых. Она необходима каждому, кто длительно болел. Даже после отпуска по беременности и родам требуется восстановление трудовых навыков. Что говорить о наркотической зависимости…

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще