Нет ничего семьи дороже

По данным Министерства образования и науки, на начало года в республике на учете органов опеки и попечительства состоят свыше 12 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей.

15 мая – Международный день семьи

По данным Министерства образования и науки, на начало года в республике на учете органов опеки и попечительства состоят свыше 12 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Из них около 3 тысяч усыновлены или удочерены. В семьях опекунов проживает около 6 тысяч детей, в приемных – более 2 тысяч.

Дом Бикметьевых в поселке Залесном близ Казани был веселым и шумным – трое ребятишек подрастали здесь.

– Но когда дети выросли, у них появились свои дела и заботы, жизнь в доме стала тихой и размеренной, а я оказалась словно никому не нужной, – вспоминает мама Зухра Гарифовна.

Мысль взять приемного ребенка возникла у нее в 2008 году, который в Татарстане был объявлен Годом семьи. В то время начала действовать программа «Приемная семья», и на экранах телевизоров благодаря социальной рекламе взгляд зрителя часто сталкивался с глазами «казенных» детей. После обсуждения идеи с мужем Анваром, родными и близкими вопрос, кого брать – мальчика или девочку, не возник. Оказалось, что Анвар Узбекович расположен стать приемным отцом сразу пятерых ребятишек.

Но в отделе опеки и попечительства им предложили начать с двух. Так в семье появились 6-летний Рим и 8-летняя Сабина.

– Мы столкнулись с тем, чего не ожидали, – вспоминает Зухра Гарифовна. – Рим был очень пуглив. Поначалу, как неприрученный зверек, к нам не подходил и к себе не подпускал. А Сабина не умела писать и читать, хотя уже училась в школе.

В трудные минуты Зухру поддерживал Анвар. «Дети здоровы и сыты, в тепле и под нашим присмотром, это главное. А остальное со временем образуется», – утешал он. После этих слов она неизменно успокаивалась и находила силы для своего нелегкого материнства.

ШАГ ЗА ШАГОМ

В школе Сабину хотели оставить на второй год, но мама Зухра не допустила этого, понимая, что замкнутость девочки от этого только усилится. Она занималась с дочкой по своей методе: за книжками сидели по пятьдесять минут с перерывом в час, потому что внимание первоклашки быстро рассеивалось. А Зухра не хотела, чтобы учеба стала для ребенка делом принудительным…

Не сразу, но Сабина начала хорошо учиться. Еще медленнее преодолевали эмоциональную зажатость девочки. Та даже не плакала никогда… Мама Зухра могла только догадываться о причинах такой эмоциональной несвободы. В органах опеки не очень­-то распространяются о прошлой жизни приемных детей. «А это неправильно, – считает семейный психолог Елена Юсупова, директор психологического тренингового центра «Лестница». – Можно быстрее помочь ребенку справиться с последствиями прежней жизни, если знать причины возникших трудностей».

Риму знания давались легче, но у него был свой комплекс. В новом доме мальчуган будто в окопе сидел – был всегда настороже. Если подходили укрыть его одеялом, спящий мальчик тут же пробуждался, вскакивал и не позволял подойти. А переходя с ним дорогу, Зухра не могла взять его за руку – сопротивлялся…

Глядя на Рима и Сабину теперь, трудно представить, что так когда­-то было. Сейчас они очень доверяют маме и папе, это очевидно. Благодаря любви и заботе приемных родителей в глазах детей заискрилось счастье.

ТЕНЬ КАЗЕННОГО ДЕТСТВА

Преодолев психологические трудности Рима и Сабины, чета Бикметьевых снова вернулась к идее построения большой семьи… На этот раз порог дома переступили пятилетние близнецы Ваня и Данил.

Родители признаются, что со старшими, Сабиной и Римом, было все-таки во многом проще – те провели в приюте пару месяцев и не успели попасть в дет­дом, а малыши в семье не жили никогда. Они не различали свои вещи и чужие, для них все было общим. Ване и Данилу было бесполезно говорить: нельзя. Уразуметь смысл этого слова они были как будто не в состоянии.

– Кругозор у близнецов был не то чтобы узкий, они не имели представления об элементарных вещах, – рассказывает Зухра Бикметьева. – Заходя в общественный транспорт, Ванька и Данька со всеми здоровались, прощались. Они были уверены: это либо наши родственники, либо друзья. А однажды высказались: «Какие вы богатые, каждый день на новом автобусе ездите, а у нашего детского дома был только один».

Оказавшись в приемной семье, эти пятилетние дети лишь здесь начали открывать для себя мир.

КАК ЧУЖИЕ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ СВОИМИ

Зухра Бикметьева точно знает, что кровных и приемных детей надо воспитывать поразному. Ребята из детского дома поначалу часто хитрят, скрывают истинные чувства, быстро учатся и пытаются манипулировать взрослыми, а все потому, что оказались преданными ими, и этому миру больше не доверяют.

– Нелегко бывает с ними,  – говорит Зухра. – Но, с другой стороны, сколько радости они могут дать! Ни с чем не сравнится восторг, когда они целуют и говорят, что любят тебя. С ними некогда скучать и болеть. Ведь так важно быть нужным, знать, что кто­то согрет и счастлив благодаря тебе.

Мнение эксперта

– Хочу заметить: детей на воспитание берут только родители с внутренним стержнем и сильной любовью к ним. Из заброшенных дети превращаются в любимых и благодаря тактильному контакту. Среди психологов бытует мнение: для того чтобы человеку быть здоровым, ему нужно восемь прикосновений в день, для развития и совершенствования – двенадцать, а для счастья – шестнадцать… Прикасайтесь к ребенку чаще: похлопывание по плечу, поглаживание по голове, легкое объятие творят чудеса.

Альсина ХУСНУЛЛИНА

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще