Руханил Гафуров: «Дорогу в ракетостроение мне открыл маршал Василевский»
Руханил Абдулкадырович Гафуров посвятил освоению космоса и укреплению обороноспособности страны в общей сложности более трех десятков лет. Довелось ему поработать в связке с такими космическими величинами, как Сергей Павлович Королев, Валентин Петрович Глушко, Михаил Кузьмич Янгель… Многие космонавты называли Гафурова своим другом.
Мы познакомились с ним случайно у моего доброго товарища, президента Академии информатизации РТ Альберта Лутфулловича Бикмуллина, который поведал мне, кто есть Гафуров – ныне вице-президент этой академии. Признаюсь, долго упрашивал нового знакомого дать интервью для газеты. Мне-то было интересно расспросить его о космической отрасли, о ракетостроении, а он считал, что не время углубляться в эти подробности, и с научно-технических высот опускал меня на матушкуземлю.
Оно и понятно, ведь родился Гафуров в 1933 году в сельской глубинке, в Дрожжановском районе. Семья с тремя детьми, из которых Руханил был старшим, жила очень скромно. Отец постоянно уезжал на заработки в Казань, мать трудилась в колхозе. Выручали приусадебный участок да домашняя живность.
Средняя школа, в которой Руханил учился, находилась в десяти километрах от их села. «В любую погоду отмахиваешь пешком туда и обратно, приходишь домой, бросаешь портфель – и во двор кормить скотину, чистить сарай, колоть дрова, – вспоминает Гафуров. – Так что «пятерки» за учебу были для меня недосягаемы. Но свою школьную посредственность я компенсировал учебой в институте – окончил КАИ с отличием».
Кстати, когда он решил поступать в институт, военкомат предупредил: или выбирай военное училище, или не рыпайся, все равно через месяц пойдешь в солдаты. И тогда вчерашний школьник совершает дерзкий поступок. Он отбивает телеграмму в Москву на имя министра обороны СССР маршала Василевского: «Прошу вашего разрешения для поступления в Казанский авиационный институт, так как Татвоенкомат предлагает поступать в училище».
Из Москвы буквально через день пришло сообщение: «Ваша телеграмма получена, ждите ответа». А дней через десять его родители с изумлением читали копию телеграммы, адресованной в Татвоенкомат: «На основании приказа министра обороны снимите Гафурова Р.А. с военного учета и оформите паспорт в связи с поступлением в КАИ». Сам же Руханил в это время уже ехал с новобранцами к месту службы. Мобильной связи тогда не было, однако его отец исхитрился догнать воинский эшелон и вручить важный документ офицеру, сопровождавшему призывников.
«Выходит, маршал Василевский предугадал, что в роли создателя ракетных двигателей вы сделаете для обороны страны гораздо больше?» – спросил я Гафурова. И получил такой ответ: «Может, он подумал: раз уж крестьянский паренек осмелился обратиться к министру СССР, стало быть, он имеет конкретную цель в жизни и станет упорно ее добиваться».
…Как одного из первых специалистов, получивших образование в области ракетных двигателей, его направили в конструкторский отдел Пермского моторостроительного завода имени Свердлова. В 1958 году этот отдел стал Камским филиалом конструкторского бюро «Энергомаш» Министерства общего машиностроения. Вначале Гафуров возглавлял здесь группу по испытаниям и эксплуатации ракетных двигателей, затем – бригаду, позже – отдел по созданию новых двигателей. В 1973 году он был назначен заместителем главного инженера моторостроительного завода имени Свердлова. «В общей сложности созданию ракетных двигателей я посвятил семнадцать лет, – вспоминает Руханил Абдулкадырович. – Был председателем комиссии Министерства общего машиностроения по освоению и испытанию новых изделий. Такая вот моя «ракетная» биография».
Самые значимые вехи этой биографии – участие в освоении ракетных двигателей РД-214, РД-253 и других серий. Задача освоить серийное производство РД-214 была поставлена заводу в феврале 1958 года в соответствии с постановлением Правительства СССР. Это был в ту пору самый мощный агрегат среди ракетоносителей, он работал на высококипящем окислителе и продуктах переработки керосина, обладал тягой в 74 тонны в пустоте. Оснащение им наших баллистических ракет позволяло обеспечить военно-стратегический паритет с Соединенными Штатами Америки. О надежности РД-214, прогрессивности этой серии ракетоносителя говорит тот факт, что он и до сей поры находится в эксплуатации.
Срок на освоение серийного производства РД214 был установлен очень жесткий: один год. Задание правительства коллектив завода выполнил с опережением на месяц. В коллективное достижение органично вписался и личный успех Гафурова. «Я тогда предложил коренное изменение в технологии серийного производства РД-214, – вспоминает ученый. – Главный конструктор КБ «Энергомаш» Валентин Петрович Глушко, под руководством которого были созданы двигатели для космических ракет «Восток», «Космос», «Протон» и других, ознакомившись с моим проектом, поддержал меня, дал «добро» на воплощение идеи в жизнь. Это обеспечило 25 процентов экономии при изготовлении дорогостоящего двигателя с обеспечением высокой его надежности. Счет, конечно, шел на многие миллионы рублей. Ну и автора идеи не обидели: подарили мне «Москвич». А на основе своих разработок я защитил кандидатскую диссертацию. Тогда это было редким случаем в условиях производства».
Конечно, не все было гладко при освоении даже такого замечательного ракетоносителя, как РД-214. Однажды запустили ракету с ним с передвижной стартовой площадки. Еще не скрывшись из виду, «болванка» вдруг устремилась вниз. Каждый из испытателей, наверное, мысленно попрощался с жизнью. Но бог миловал, ракета бухнулась в сотне метров. Зато оторвавшийся от нее баллон с перекисью водорода докатился до крайней избы деревушки, перепугав хозяйку.
А при пуске такой же ракеты из шахты на глубине произошел прорыв азотной кислоты. «Задыхаясь в облаках смертоносного пара, все мы буквально поползли вверх по лестнице, – вспоминает Гафуров. – Погибших, к счастью, не было, но для пострадавших то испытание стало психической травмой».
Самое же памятное для Руханила Абдулкадыровича полигонное испытание прошло осенью 1961 года. Тогда в Заполярье была пущена ракета с ядерной боеголовкой, которая взорвалась над Новой Землей.
«Подробности той секретной операции, она носила название «Роза», теперь уже обнародованы. В частности, в книге известного ученого в области авиации и ракетной техники, заместителя главного конструктора Всеволода Ивановича Лавренца «На заре русской авиации и практической космонавтики», – поясняет наш герой. – Собственно, Лавренец и взял меня, тогда еще 28-летнего инженера, на эти испытания. Между нами существовали очень уважительные отношения. Возможно, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, человек старше меня по возрасту и чину «зауважал» меня после такого случая. Во время испытаний двигателяносителя «Протон» случилась авария. Московские эксперты, изучавшие ее причину, посчитали, что это дело рук злоумышленников. Производство было остановлено. Над Всеволодом Ивановичем сгустились тучи. Но я выдвинул технологическую версию случившегося и сумел убедить комиссию в своей правоте. Производство двигателей было восстановлено».
Возвращаясь к рассказу о ракетноядерном испытании над Новой Землей, Руханил Абдулкадырович свидетельствует, что ракеты с боевой головной частью запускались четыре раза. Как специалист по двигателю РД-214, он настраивал агрегат на заданную цель с учетом внешних условий среды непосредственно в момент запуска. Так что приходилось покидать стартовый стол последним и потом направляться в укрытие.
Конечно, волнение, тревогу, да и просто страх испытывал, наверное, каждый участник операции «Роза». Но все твердо стояли на своем посту. Кроме одного генерала, отвечавшего за головную часть ракеты (его за глаза называли «головастиком»). Перед первым пуском ракеты он сел на джип и уехал от стартовой площадки далеко в тундру. Как говорится, подальше от греха. Тем не менее за участие в операции «головастик» был награжден орденом Ленина…
Кстати, именно после успешной операции «Роза» Никита Хрущев с трибуны ООН пригрозил капиталистам показать «кузькину мать» в случае чего. Такую решительность советского лидера можно было понять: теперь в арсенале СССР имелись ракеты, которые могли за тысячи километров доставить в нужную точку ядерный заряд невиданной мощности – почти шестьдесят мегатонн…
В родной Татарстан Гафуров вернулся в 1975 году по приглашению академика Вячеслава Евгеньевича Алемасова. В КАИ ему было предложено заняться фундаментальными исследованиями по созданию и внедрению в учебном процессе и промышленности нового научного направления в диагностике физикохимических процессов в тепловых энергоустановках.
В 1979 году под патронажем главного конструктора Глушко и под научным руководством Гафурова в КАИ создается отраслевая лаборатория Министерства общего машиностроения СССР. В течение нескольких лет там успешно действовали отделения «Оптические квантовые генераторы», «Спасение» (занималось летательными аппаратами со складывающими винтами) и «Диагностика сложных систем».
В 1991 году на базе этой лаборатории создается НИИ диагностики и управления физикохимическими процессами. Этот институт, который со дня его организации возглавляет герой нашего повествования, стал научным центром, объединившим усилия более 50 коллективов ученых России и Татарстана для решения важнейших проблем техногенной, энергетической и экологической безопасности. Многие позиции межотраслевого проекта сейчас находятся в процессе широкомасштабного апробирования и внедрения. Конкретизировать их не станем, ведь наши беседы с Гафуровым, из которых и родилась эта публикация, изначально предполагали тематическую направленность, ракетнокосмическую.
А завершить хочется кратким рассказом о его семье. О ней у Руханила Абдулкадыровича самые теплые слова: «С моей верной подругой Фагминур Ильясовной недавно золотую свадьбу отметили, – говорит Гафуров. – Супруга – моя гордость. Медик по образованию, отлично владеет приемами восточной терапии. Верьте не верьте, благодаря ей я ни разу не уходил на больничный! У нас два сына – Айдар и Ильдар. Оба окончили КАИ по специальности «Ракетные двигатели». Айдар защитил кандидатскую диссертацию под руководством академика Алемасова. Ильдар после окончания института работал в Москве, в НПО «Энергия». Мои братья и сестра связали свою судьбу с Пермским моторостроительным заводом по производству двигателей «Протон».
Как видите, наше семейство с полным правом можно назвать «крылатокосмическим»!»