Из множества частных коллекций мне больше всего запомнились две. Одну держал дома казанец Николай Морозов. Правда, она там пробыла недолго и перекочевала в гараж: супруга не одобряла мужниного увлечения… бюстами, хотя с моральной точки зрения все они были на высоте!
Собирать их он начал на закате горбачевской перестройки, когда райкомы и парткомы стали поспешно избавляться от коммунистической символики, включая портреты Ленина, а также его бюсты. Их выбрасывали на свалки, запихивали под лестницы. За короткое время у Николая скопилось такое количество бронзовых, латунных и гипсовых бюстов самых разных калибров, что они уже не умещались в его кабинете. Домашние, считая, что накапливают в доме «черную энергию», излучаемую душами непогребенных вождей, настояли на их переселении в гараж. Там они и стояли на полках вперемежку с автоинструментом.
Как-то я наткнулся на возвышавшееся в углу и прикрытое мешковиной нечто объемное. «А вот самый большой бюст в моем запаснике!» хозяин откинул покрывало, оголив знакомую с детства лысину, и гаражный полумрак словно озарился Северным сиянием.
Другую не менее оригинальную коллекцию я наблюдал в Набережных Челнах в квартире знаменитого в свое время бригадира «Камгэсэнергостроя», Героя Социалистического Труда УматГирея Камбулатовича Наурбиева. Весь угол его кабинета был заставлен спеленатыми, как новогодние деревца на елочном базаре, тяжелыми бархатными знаменами с бахромой и кистями и обязательным золотистым ленинским профилем. Полное собрание знамен обкома, горкома, райкомов КПСС, завоеванных скреперистами во время строительства КамАЗа и Нижнекамской ГЭС, – своеобразный паноптикум трудовой славы. Стяги в большинстве своем были переходящими, однако, попадая в эту бригаду, как правило, оставались в ней на вечное хранение. Конечно, знамена были вправе рассчитывать на куда более достойную участь: им полагалось быть в музейных экспозициях, украшать «красные уголки» и колонны праздничных демонстраций. Увы, все свелось к тому, что теперь лишь бригадиру вместе с женой приходится обеспечивать им «вечное хранение»: в солнечную погоду выставлять на балконе, проветривать, беречь от моли, пылесосить.
Такова незавидная судьба коллекций, хранящих идеологические символы прошедшего времени.
Евгений ГРИГОРЬЕВ.
Редакция «РТ» продолжает конкурс «Народная коллекция». Расскажите о вашей домашней коллекции и наиболее интересных ее экспонатах или о любопытных собраниях ваших друзей и знакомых. Наиболее интересные рассказы и иллюстрации мы обещаем опубликовать на страницах «РТ». А владельцы самых любопытных и необычных коллекций (по мнению жюри конкурса) получат замечательный приз от «Казанской Ривьеры» – суточный сертификат на отдых в этом гостинично-развлекательном комплексе с посещением аквапарка и ледовой арены.