Школьником, прочитав книгу о русском мореплавателе Василии Головнине, я задумал построить макет шлюпа «Диана», на котором тот совершил кругосветное путешествие. Еле дождавшись летних каникул, выбрал в каретнике подходящее полено, обработал его сначала топором, затем, вооружившись ножом, стамесками и долотом, стал выдалбливать корпус. В общем, трудился, как папа Карло над своим Буратино. На пушки шли деревянные шпульки, на ванты – мамино мулине, на паруса – лоскутки старой шелковой рубашки.
Ни малейшего представления о настоящем судомоделизме у меня не было, я стругал балясины капитанского мостика перочинным ножичком, лобзиком выпиливал пушечные люки в бортах. Судно получилось тяжелым, неуклюжим, и когда я решил испытать его в протоке Булак, оно накренилось и его ветром стало боком относить от берега. Я едва успел выхватить его из воды!
Уже работая на Чистопольском часовом заводе, познакомился с конструктором Алексеем Корневым. Узнав о моем детском пристрастии, он загадочно улыбнулся и пригласил меня к себе домой. То, что я там увидел, потрясло до глубины души – стеклянные полки серванта были уставлены десятками миниатюрных кораблей: от каравеллы «Санта-Мария» Колумба до барка «Надежда» Крузенштерна!
Оказывается, все свободное время хозяин квартиры проводит в темнушке, приспособленной под крохотную мастерскую, где под микроскопом изготавливает корабликилилипуты. Особенно поразил меня 58-пушечный флагман Азовского флота «Предестинация», первый российский корабль, построенный исключительно русскими корабелами по чертежам Петра I. Миниатюрная копия, которая была в 200 раз меньше оригинала, поражала изящной отделкой корпуса в стиле русского барокко. Кариатиды в носовой части и апостолы в балюстраде кормы выточены из моржового клыка и различимы лишь с помощью лупы. Пушки вырезаны из латунных гвоздиков, рангоут – из особых сортов яблони и груши. Родись Алексей Александрович три века назад, щеголять бы ему в расшитом золотом камзоле с царского плеча – мастеровитых корабелов Петр ценил и приближал.
Но когда я спросил его, какой моделью он больше всего дорожит, мастер указал на бриг «Меркурий» – корабль последней экспедиции Баренца, затертый льдами Северного Ледовитого океана. Почему? Оказывается, макет целиком сделан из подлинной доски обшивки «Меркурия», поднятой со дна у Новой Земли. Отыскав в архивах и музеях чертежи и рисунки раритетного парусника, чистопольский Левша засел за работу, которая длилась полтора года!
Редакция «РТ» продолжает конкурс «Народная коллекция». Расскажите о вашей домашней коллекции и наиболее интересных ее экспонатах или о любопытных собраниях ваших друзей и знакомых. Наиболее интересные рассказы и иллюстрации мы обещаем опубликовать на страницах «РТ».
А владельцы самых любопытных и необычных коллекций (по мнению жюри конкурса) получат замечательный приз от «Казанской Ривьеры» – суточный сертификат на отдых в этом гостинично-развлекательном комплексе с посещением аквапарка и ледовой арены.