После нокаута начнется бой с тенью

О том, что малый бизнес нужно поддерживать или, как минимум, не «кошмарить», говорят уже давно – пожалуй, еще с поры челночной торговли, когда тысячи энтузиастов, многие из которых были «энтузиастами поневоле», подались за границу за китайско-турецким ширпотребом.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

О том, что малый бизнес нужно поддерживать или, как минимум, не «кошмарить», говорят уже давно – пожалуй, еще с поры челночной торговли, когда тысячи энтузиастов, многие из которых были «энтузиастами поневоле», подались за границу за китайско-турецким ширпотребом. С поразительной регулярностью ведутся эти разговоры и сегодня, что отчасти напоминает уже заклинания. Между тем, когда дело доходит до реальных шагов, все многократно сказанное оказывается тут же забытым.

Еще в марте кризисного 2009 года малому бизнесу, казалось, ничто не угрожало. Из уст такого важного чиновника, как российский министр финансов Алексей Кудрин, тогда звучали успокаивающие заявления о недопустимости повышения в кризис налоговой нагрузки на предпринимателей. «Мы не должны проводить новые решения, которые бы осложнили работу бизнеса», – говорил он. Однако с той поры всевозможные траты бюджета только росли, а деньги на них брались из резервного фонда, который был накоплен в «тучные двухтысячные». И если в марте 2009 года эта «подушка безопасности» составляла 4,87 трлн. рублей, то уже в январе 2010го она истончилась до 0,78 трлн. Вот тогда-то риторика в отношении малого бизнеса сразу изменилась. Точнее, просто перестали говорить о его поддержке и… тут же принялись «кошмарить», как минимум в полтора раза повысив обязательные к уплате страховые взносы. С января этого года ставка страховых взносов поднялась с 26 до 34 процентов. А для предприятий малого бизнеса, пользующихся упрощенной системой налогообложения и платящих единый налог на вмененный доход, отчисления в социальные фонды увеличились с 14 до 34 процентов! Для тысяч и тысяч представителей малого бизнеса это станет настоящим нокаутом.

В отличие от большого олигархического бизнеса, имеющего свои мощные организации и лоббистские структуры, малое предпринимательство сегодня разобщено и неорганизовано. Кроме всероссийского объединения «ОПОРА», к мнению которого, впрочем, чиновники не особенно прислушиваются, малый бизнес не имеет никаких рычагов влияния на принятие властных решений. И в этой ситуации вместо урезания госрасходов и всевозможных бюджетных трат оказалось куда проще волевым решением заткнуть бюджетную дыру за счет мелких предпринимателей, которые не только не просят у государства никакой финансовой помощи, но и обеспечивают в масштабах страны работой миллионы людей.

Но что самое главное – учитывая существующие на сегодня реалии, вряд ли удастся достигнуть ту цель, которую преследовало резкое увеличение налоговой нагрузки, – значительно пополнить бюджет. Это очень четко демонстрирует опрос, проведенный среди предпринимателей одним из Интернет-изданий нашей республики. Согласно ему уйти в тень после повышения налогов намерены 61 процент бизнесменов, а вообще закрыться – еще 12 процентов. И хотя на какую-то научность этот опрос не претендует, настроение среди представителей малого бизнеса он демонстрирует со всей остротой.

Малое предпринимательство на протяжении многих лет призывали выходить из тени, начинать платить налоги и страховые взносы. И в какой-то мере эта политика принесла успех – многие легализовались, перестали платить «серые» зарплаты.

И вот теперь государство одним росчерком пера опять вынудит немалую часть мелкого бизнеса уйти «в подполье».

Не надо быть провидцем, чтобы предсказать, что после этого вновь начнутся долгие годы уговоров, применения кнута и пряника, чтобы заставить предпринимателей легализоваться. Только вот веры у последних будет уже значительно меньше.

При такой политике неудивительно, что доля, например, индивидуальных предпринимателей в российских регионах составляет сегодня от 2 до 4 процентов от всего трудоспособного населения, тогда как во многих развитых странах она превышает все двадцать.

Большинство предпринимателей до сих пор не знают о «сюрпризе», который им приготовили. Им некогда следить за новшествами налогового законодательства – они торгуют на рынках и в магазинах, занимаются ремонтом обуви и одежды, строят и ремонтируют дома, выполняют другие работы по обслуживанию людей. Налоги за этот год в большинстве своем они будут платить уже в начале следующего, 2012 года. Вот тогда и узнают истинную цену всех заверений о поддержке малого бизнеса.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще