Главным событием в общественно-политической жизни республики за прошедшую неделю стало выступление Президента РТ М.Ш.Шаймиева с представлением своего послания Госсовету республики.
В субботу Минтимер Шарипович принял по их просьбе группу журналистов ведущих средств массовой информации Татарстана: газет “Республика Татарстан”, “Ватаным Татарстан”, “Время и деньги”, ГТРК “Татарстан” и телекомпании “Эфир”. Беседа, не ограниченная, по инициативе Президента, ни временем, ни рамками строгого протокола, шла вокруг отдельных положений названного выступления М.Ш.Шаймиева.
– Минтимер Шарипович, в своем докладе вы сказали, что государственное регулирование сегодня исчерпывает себя в экономике, за исключением отдельных федеральных и республиканских госмонополий. Означает ли это, что отныне малый и средний бизнес получит большую свободу для своего развития, поскольку ослабнет существующий поныне пресс властных структур?
– Да, во многом это так. Когда в стране был взят курс на радикальные экономические реформы, мы в республике, определяя экономическую политику, решили, что предложенная Гайдаром шоковая терапия не лучшее средство, что нельзя разом, безоглядно отказываться от государственного регулирования экономикой, и, как показало время, были правы. Степень такого регулирования уменьшалась по мере развития рыночных отношений. Если бы я несколько лет назад заявил – а соблазн сделать это был, не скрою, – что мы во главу угла ставим поддержку бизнеса, предпринимательства, боюсь, это осталось бы декларацией, не больше того.
Сейчас же объективно настала пора для провозглашения такой политики, и я в своем послании объявил, что, как Президент, беру развитие в республике предпринимательства под свой патронат.
– Вы, конечно, учитываете при этом, что этот ваш шаг может быть расценен оппонентами как популистский предвыборный ход?
– Вполне допускаю это, но суть дела важнее конъюнктурных соображений. Убежден, что если бы мы не оказывали в предыдущие годы господдержку крупным товаропроизводителям в лице наших ведущих предприятий, то не смогли бы обеспечить роста доходов населения через зарплату хотя бы в той степени, когда надо уже всемерно содействовать развитию частного предпринимательства. По крупным товаропроизводителям мы определились: утвердились их виды жизнедеятельности в форме акционерных обществ или в иной форме собственности, наметились перспективы их развития, наработана схема интеграции в их интересах, и теперь мы больше будем как бы наблюдать и содействовать процессу обретения ими своего прочного места в рыночной экономике. А в условиях, когда уже несколько возрос и, я уверен, будет расти покупательский спрос населения, самое время открыть “зеленую улицу” предпринимательству с тем, чтобы все предприимчивые люди нашли и реализовали себя в деле, называемом бизнесом, обеспечивали и себя, семью доходом, и казну республики налогом.
– Чем обосновывается ваше решение взять предпринимательство именно под президентово крыло?
– Считаю, что патронат Президента позволит и поможет скорее убрать творимые чиновниками в силу непонимания или корыстного интереса всяческие препятствия на пути развития среднего и малого бизнеса. Препятствия эти, знаю, воздвигаются на самых разных уровнях, и у Президента, думаю, хватит власти серьезно повлиять на положение дел с пользой для предпринимателей. Думается также, что мы сможем там, где еще сохраняется влияние государства, а где уже нет – иными, экономическими, рычагами, – содействовать интегрированию малого и среднего бизнеса с крупными товаропроизводителями. Разумеется, не в той уродливой форме так называемых прилипал, как уже было. Нет, на принципиально иной основе, и людям надо подсказывать, разъяснять возможные виды и формы сотрудничества с крупными товаропроизводителями. Возьмите, к примеру, Японию. Ведь там автомобили собираются концернами из деталей и комплектующих, изготовленных в немалой части своей мелкими и средними предпринимателями!
Что касается финансовой поддержки частного бизнеса, мне думается, в рамках существующих законов – а если потребуется, примем недостающие нормативно-правовые акты – один из банков должен специализироваться для работы в этой сфере. Возможно, понадобится первичный капитал в виде особого фонда. Так или иначе, мысли на этот счет есть, и, думаю, мы первые шаги в этом направлении сможем определить уже на днях, на встрече с предпринимателями республики. Встреча эта, по моим ощущениям, может положить начало выработке целевой программы развития в республике малого и среднего бизнеса, которым со временем могут быть охвачены не менее полумиллиона татарстанцев.
В рамках всеобщей масштабной поддержки предпринимательства мы, мне представляется, многого могли бы добиться и в части реформирования сельской экономики, обретения подлинного хозяина земли. Село в этом аспекте представляет собой целину, где не проложена, наверное, даже первая борозда. Ведь даже тот уклад, за который цепляются руководители коллективных крестьянских хозяйств, хотя и эту форму хозяйствования я не отрицаю, можно и нужно развивать дальше на основе частной заинтересованности. На селе, безусловно, найдется дело и предпринимателям из города.
– А вы не опасаетесь, что это начинание может постигнуть судьба многих иных кампаний: пошумим вначале, а потом все уйдет, как вода в песок?..
– Нет, не опасаюсь, более того, преисполнен уверенности и оптимизма в успехе дела. Ведь не на пустом месте начинаем, у нас немалые наработки в этом уже есть. Главная же предпосылка – есть люди, образованные, желающие завести свое дело. Наша задача – создавать им благоприятные условия для реализации их намерений. Помните же, как года полтора назад я стал добиваться, чтобы люди, торгующие на рынках, не оставались под открытым небом, на холоде? Подвижки же есть! Правда, кто-то из власть имущих принял это близко к сердцу и постарался больше сделать в этом плане, кто-то – меньше, но доводить начатое до конца все равно всем придется. Мне импонируют подходы Грефа к развитию малого бизнеса. Он говорит: надо дать человеку поставить и развернуть свой бизнес и уже после этого подходить к нему как к объекту налогообложения. А то ведь какова практика сегодня? Не успел предприниматель открыть, зарегистрировать дело, как вокруг него засуетились уже многочисленные проверяющие… Когда я время от времени возмущаюсь этим, устанавливается более-менее порядок на несколько месяцев, а потом все возвращается на круги своя. Не сомневаюсь, что наведем порядок, и порядок твердый!
– В выступлении при представлении послания вы сделали акцент на том, что к числу первоочередных задач Правительства относится повышение доходов населения, его покупательского спроса. Стало быть, для удовлетворения его нужно расширять ассортимент товаров, производимых прежде всего в нашей республике, чтобы деньги не уходили на сторону?
– Говоря о росте доходов, я имею в виду прежде всего рост зарплаты. Надо добиваться от акционерных обществ повышения доли зарплаты в добавленной стоимости выпускаемой продукции, закладывая это требование в колдоговоры. И помочь в этом трудовым коллективам призваны профсоюзы. Что же касается товаров, то мы, естественно, не можем заставить человека покупать именно татарстанский товар, ему безразлично, где сделан товар, главное, чтоб он был добротен по качеству и доступен по цене. А вот побудить его купить именно наш товар сможем, выпустив его пониже ценою и повыше качеством. И по мере того, как мы будем отходить от государственного регулирования цен, тем большей будет конкуренция товаров по потребительским свойствам и качеству и уже не важно будет, где и кем произведен тот или иной товар. И здесь опять-таки я вижу большие возможности малого и среднего бизнеса.
– С вашего позволения хотелось бы затронуть и некоторые вопросы политического характера. Стремление центра укрепить вертикаль федеральной власти не обернется ли возвратом к недавнему прошлому, когда, как мы помним, регионы должны были испрашивать разрешения Москвы даже на то, куда и как забить, скажем, гвоздь?
– В переходный период, когда осуществляются коренные реформы, нужна решительная, сильная власть. Это аксиома, во всяком случае это следует из практики всех стран, проводивших подобного рода преобразования. Иначе неизбежен хаос, чему мы были свидетелями в минувшие годы. И усилия в этом направлении Президента России Владимира Владимировича Путина естественны и понятны, и я их поддерживаю.
Другое дело, что при решении той или иной задачи всегда находятся исполнители, про которых в народе говорят: “Заставь дурака молиться, он лоб от усердия расшибет”. Так и в этом случае: находятся федеральные министерства, которым страсть как хочется вторгнуться в закрепленные Договором между РТ и РФ наши полномочия. Дошло до того, что, например, в Минприроды РФ создали некую коммерческую структуру по торговле лесоматериалами и дровами на территории страны. Как будто мы сами не способны заниматься вопросами перемещения дров, определения цен на них… Я, между прочим, принципиально высказался на этот счет на заседании Госсовета России. Вот чего надо бояться и не позволять, ведь это во вред всем субъектам Федерации. Меня этим не удивишь, знаю по своей практике, когда работал Председателем Совмина республики. Ведь до того доходило, что Москва диктовала, молоком какой жирности, маслом какого сорта можно торговать у себя дома, чтобы не ущемить, не дай Бог, потребности центра ненароком…
Степень самостоятельности регионов сегодня немалая, ее хватает для того, чтобы заниматься экономическими вопросами. Другое дело – сфера политики, и мы не можем мириться с посягательствами на наши права. Ведь если Татарстан, другие будут отмалчиваться по вопросам взаимоотношений центра и субъектов, то кто же возьмет на себя неизбежную роль первопроходца на этом неизведанном пути? На сегодня нет готовых рецептов, идет поиск и опробование принципов демократического федеративного устройства государства, поэтому наши устремления и желания должны восприниматься, считаю, нормально. Нам придает уверенности то обстоятельство, что не раз и не два наша позиция по тому или иному спорному вопросу оказывалась верной, правота наша подтверждалась временем.
– В разных изданиях по-разному пишут о подготовленной под вашим руководством концепции разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации. Хотелось бы непосредственно от вас услышать, как отнеслись к озвученным вами положениям концепции сами руководители субъектов.
– Я убежден: если мы хотим, чтобы заработала в стране вертикаль власти, чего добивается Владимир Владимирович Путин, то без четкого законодательного разграничения полномочий власти на федеральном и региональном уровнях это невозможно. И надо находить волю для выполнения этой огромной работы как законодательного, так и политического содержания. Если мы действительно хотим построить правовое государство с диктатурой закона и только закона, без решения вопросов о предметах ведения и разделении полномочий власти на разных уровнях не обойтись. Конечно, это непростой процесс. Многие возражения я склонен объяснять скорее пока недопониманием существа вопроса. Я и на Президиуме Госсовета России сказал так: есть замечания и предложения по нашей концепции от людей, которые, как мне кажется, и не прочитали ее.
Я внимательно продолжаю знакомиться со всеми поступившими замечаниями и предложениями к разработанной нашей группой концепции. Что могу предварительно сказать? То, что часть таких замечаний и предложений идет… вразрез с Конституцией РФ, нарушая ее статьи. Ведь в чем выигрышная позиция нашей концепции? В том, что за отправную точку мы, разработчики, взяли Конституцию страны, предложения свои выработали в строгом соответствии с нею. И каждое замечание, изменение к тексту нашего проекта я встречаю вопросом: “А как соотносится оно с Основным Законом?”, чем обезоруживаю многих своих оппонентов. Я убежден в правильности нашей концепции по существу, обсуждение которой Госсоветом намечено на май, потому и чувствую себя спокойным. Нужна, еще раз скажу, политическая воля для принятия идей нашего проекта.
Если говорить о камнях преткновения на пути нашей концепции, то в первую очередь дебатируется вопрос о заключенных Татарстаном, вслед за нами и целым рядом других субъектов Федерации договорах с центром о разграничении полномочий власти. Немало, надо сказать, находится охотников покуситься на них, отменить. Тут вот какой принципиальный момент хочу подчеркнуть. Договор, который заключила Республика Татарстан с Российской Федерацией, нельзя стричь под одну гребенку с договорами краев и областей с центром. Почему? Мы заключили свой Договор в соответствии с провозглашенной статьей Конституции России. Если теперь настаивают на отмене нашего Договора, то, будьте добры, отмените прежде конституционную норму!
Договор сыграл и продолжает играть важную роль в наших взаимоотношениях с центром. Он многое нам дал, а прежде всего – собственность. Без собственности на землю, ее недра, которой Татарстан сегодня обладает, все разговоры о суверенитете, самостоятельности остались бы лишь разговорами. Собственность, как видим, является ключевым вопросом, он-то и раздражает многих, в договорах которых этот вопрос никак не затронут. А вы помните, что сказал Президент России Путин по вопросу о собственности – что он не будет пересматриваться.
Ну, если хотите знать мое мнение относительно судьбы договоров вообще, то оно таково. Договоры по мере законодательного разграничения полномочий власти на разных уровнях могут и будут естественным образом себя изживать, потому что их содержание будет вымываться этими законодательными актами. Вот когда мы доживем до такого времени и такого состояния политической жизни, тогда никто и не будет держаться за эти договоры.
– Минтимер Шарипович, в своем выступлении перед народными депутатами Татарстана вы сказали о необходимости реформирования Госсовета республики. Какое содержание вы вкладываете в это предложение?
– Почему я сказал, что нам следует изучить опыт других субъектов, где парламенты имеют двухпалатную структуру? Вопрос тут не в главах администраций, их выборности – в другом. При однопалатном парламенте есть одно противоречие… Другое дело, если мы конституционно создадим двухпалатный парламент, одна из палат которого будет представлять на равных условиях административно-территориальные единицы, а в другой палате будут представлены депутаты пропорционально количеству избирателей в том или ином округе. Сегодня же в нашем однопалатном Госсовете собраны вместе депутаты, избранные как от территориальных, так и от административно-территориальных округов. Есть противоречие? Есть. Перемены, о которых идет речь, должны коснуться нашего Госсовета лишь по окончании срока нынешнего созыва, так будет справедливо.
Что же касается проблемы избираемости глав администраций, то она может, я думаю, сама себя исчерпать со временем. По мере повсеместного перехода на самоуправление – основу народовластия – постепенно отпадет и должность председателя Совета народных депутатов, и должность главы администрации…
– В заключение хотелось бы узнать о вашем предвыборном настроении…
– Настроение, скажу прямо, хорошее. Дел, работы, независимо от того, выборы на носу или нет, много, хочется больше успеть. Предаваться досужим размышлениям о том, как найти вернее путь к сердцам избирателей, не остается времени. За человека, считаю, должны говорить дела его.