В феврале-марте по традиции проходят сессии местных Советов народных депутатов в городах и районах республики, на которых, как предписано в Конституции Татарстана, заслушиваются отчеты о деятельности местных администраций за 2000 год.
Руководство республики подобным отчетам придает исключительное значение. Поэтому в работе сессий всегда принимают участие представители Аппарата Президента, Государственного Совета, Правительства, включая первых лиц республики. Не стал исключением и нынешний год. На сегодняшний день сессии провели уже около тридцати Советов. В основном народные депутаты дали положительную оценку работе исполнительных органов.
Сессия Зеленодольского объединенного Совета народных депутатов состоялась 26 февраля. В ней приняли участие Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин и первый вице-премьер Равиль Муратов.
Из отчетного доклада главы администрации города и района Равиля Зиннатуллина и выступлений народных депутатов следовало, что в 2000 году зеленодольцы достигли неплохих успехов в развитии экономики, сборе налогов, решении социальных задач, смогли увеличить в целом реализацию доходной части районного бюджета. А ведь еще несколько лет назад промышленность Зеленодольска, основу которой составляет “оборонка”, находилась в весьма тяжелом положении. Правительству республики приходилось даже искать кредиты, чтобы хоть как-то погасить взрывоопасную ситуацию и выплатить заработную плату. Особенно радует, что сумели поправить дела главные бюджетообразующие предприятия района – завод имени Горького и ПОЗИС. Последнее сумело значительно увеличить объем производства и даже вошло в ведущую тройку российских производителей холодильного оборудования. Постепенно решаются многие социальные программы, в том числе и по строительству жилья, телефонизации, строительству дорог – это серьезные подвижки по итогам 2000 года.
Вместе с тем до сих пор районный бюджет на 40% остается дотационным. И депутаты по традиции обратились к руководству республики с просьбой выделить средства на здравоохранение, социальную сферу, строительство различных объектов. А руководитель одного из сельхозпредприятий попросил… продолжить практику выделения товарных кредитов для отсталых хозяйств: мол, они не виноваты, что оказались в таком тяжелом положении. Ф.Мухаметшин в своем выступлении говорил по этому поводу о недопустимости иждивенческих настроений: “С этого года мы коренным образом меняем подходы по поддержке сельскохозяйственного сектора экономики. Банкротам помощи больше не будет! Да и всему району с такими гигантскими производственными мощностями жить нахлебником нельзя”.
Как сказал руководитель Госсовета, в районе имеется неплохой потенциал – как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Но используется он далеко не полностью. В результате показатели района оказались хуже, чем у соседей. Подвел район агропромышленный сектор, который развивается крайне нестабильно. Например, в прошлом году с каждого гектара зерновых культур было получено в целом по району лишь 17,6 центнера зерна, а в отдельных хозяйствах – по 9,8-13,2 центнера. Снизились удои молока и поголовье коров. А без животноводческого комплекса нельзя входить в рынок, считает Ф.Мухаметшин.
Он также отметил, что в докладе главы администрации не оказалось конкретного плана развития района с постановкой задач конкретным руководителям. Чтобы на следующий год можно было персонально с каждого спросить. Наступило такое время, когда от общих разговоров надо перейти к конкретным делам, подчеркнул глава парламента.
Вице-премьер Р.Муратов в своем выступлении говорил как раз о тех приоритетных задачах, которые должны перед собой сегодня ставить руководители предприятий, районов и городов республики: необходимо добиваться роста добавочной стоимости, увеличения прибыли, а также заработной платы населения. Инвестиции же, на которые так надеются в районе, по мнению вице-премьера, следует привлекать с умом, чтобы создавать конкурентоспособную продукцию, но с меньшей, чем у западных производителей, себестоимостью. Некоторый опыт у зеленодольцев уже имеется, и следует его всячески развивать.
Народные депутаты райсовета признали работу своей районной администрации в 2000 году удовлетворительной. Однако характер выступлений обоих республиканских руководителей стал для всех, и в президиуме, и в зале, определенным сигналом о том, что в дальнейшем спрос будет более строгим.
Работники аппарата Госсовета бывают практически на всех сессиях местных Советов и в разговоре с вашим корреспондентом, характеризуя атмосферу отчетов, говорили практически об одном и том же. Глава администрации, как правило, отчитывается только о своей хозяйственной работе, хотя по закону он обеспечивает на своей территории жизнедеятельность в целом, а это очень большой круг вопросов. Лучше, если вместе с главой на сессии отчет держат другие руководители района, прежде всего – управления сельского хозяйства, службы социального обеспечения.
В некоторых районах в отчетах совсем не упоминалось о работе с письмами граждан, а ведь это настоящий барометр наиболее проблемных сфер. Вопросы защиты собственности, причем всех ее форм, регулирования землепользования также редко звучат в отчетных докладах. А если упоминаются, то – обзорно, что называется, без иллюстраций.
Далеко не везде главы администраций, возглавляющие и местные Советы, подходят к своей работе критически. Естественно, мало критики и в прениях. В Зеленодольске, например, весьма болезненно отреагировали даже на замечания высоких гостей из Казани. Порой сессия очень напоминает производственное совещание.
Тем не менее, как отмечают народные депутаты Республики Татарстан и работники парламентского аппарата, принимавшие участие в сессиях местных Советов, принимаемые решения стали глубже и продуманнее. Депутаты не только принимают отчеты к сведению, но и определяют конкретные направления, на которых необходимо сконцентрировать свое внимание администрации и Совету в дальнейшем. Примером здесь могут служить Лениногорский, Черемшанский, Тукаевский, Елабужский Советы народных депутатов.
2000 год в целом стал годом укрепления местных Советов. Важным итогом работы местных Советов стало заметное улучшение содержания их деятельности. Если число сессий практически не увеличилось (по закону их должно быть не меньше трех), то круг рассматриваемых вопросов заметно расширился. В прошлом году депутаты рассмотрели ход реализации Земельного кодекса РТ, республиканских законов “О занятости населения”, “Об образовании”, “О связи”, “О молодежи”, “О санитарно-эпидемической безопасности населения” и др. Особое внимание на сессиях уделялось проблемам образования, адресной социальной защиты населения, а в городах – исполнению программы ликвидации ветхого жилья.
Особенностью прошлого года стало то, что избранные депутаты работали первый год. В большинстве районов и городов им удалось быстро вникнуть в работу, сохранить преемственность в деятельности Советов, а кое-где, особенно в сельских районах, улучшилось качество работы постоянных комиссий.
На последней пленарной сессии каждый народный депутат получил информационно-аналитическую справку о работе местных Советов. В ней отмечаются как позитивные стороны деятельности органов представительной демократии, так и серьезные недостатки. Местные Советы еще не чувствуют себя равными партнерами исполнительной власти. Это выражается прежде всего в нарушениях регламента. Чаще всего нарушителями являются сами председатели Советов.
В течение прошедшего года Государственный Совет заметно усилил внимание к работе местных Советов. На заседаниях постоянных комиссий проанализированы некоторые направления их деятельности. Так, обобщен опыт работы постоянных комиссий Заинского, Кукморского Советов, изучена работа комиссий Спасского, Апастовского Советов народных депутатов. Обобщен опыт работы ряда местных Советов юго-восточной части республики в развитии спортивно-оздоровительной работы, изучено состояние работы с письмами и заявлениями граждан в Камскоустьинском, Верхнеуслонском райсоветах. В 2000 году получили методическую помощь в разных направлениях деятельности более 30 районных и объединенных Советов.
На республиканских курсах повышения квалификации работников представительных органов власти при Госсовете прошли курсовую подготовку около тысячи человек. В составе слушателей курсов были как народные депутаты местных Советов, так и работники их аппаратов. Совместно с постоянными комиссиями Госсовета проведены недельные семинары.
Как правило, после пленарной сессии Государственного Совета, на которой выступает с посланием Минтимер Шаймиев, на сессиях местных Советов идет конкретизация задач. Этот момент особенно важен в нынешнем году, в преддверии выборов Президента РТ. Прорывной характер нашей стратегии в ХХI веке должен строиться на дальнейшем углублении демократичности татарстанского общества, на обеспечении прав личности и ее свобод, соблюдении законности и правопорядка, развитии полноценной многопартийности, отмечается в послании. Депутатам предстоит перевести эти общие задачи на язык конкретных решений и действий. Местные Советы и администрации не могут остаться в стороне от общего процесса реформирования государственной власти в Татарстане.