С особым настроем возвращался Ахмадулла Газизуллин в Лубянский лесной техникум после окончания Поволжского лесотехнического института в Йошкар-Оле. Представлял, как степенно войдет в класс, окинет ребят строгим (нет, добрым) взглядом и скажет, что он их новый преподаватель. Обязательно вспомнит, как вот так же сидел за партой в этом самом классе. И учился, между прочим, на одни «пятерки».
Все так и вышло. Ребята с любопытством смотрели на нового преподавателя, слушали интересные лекции, увлеченно выполняли практические задания под его руководством. Казалось бы, чего еще желать. Но Ахмадулла вдруг загрустил. Причина-то пустяковая – не смог ответить на каверзный вопрос своего ученика. Потом кучу книг перелопатил и пришел к выводу: для полноценной преподавательской работы ему не хватает опыта, практических навыков.
…Ахмадулла решительно толкнул дверь директорского кабинета и с порога выпалил:
– Отпустите меня в лес, пожалуйста…
С откровенным сожалением из техникума его все же отпустили – в Рамаданское лесничество Билярского (ныне Алексеевского) района. Вскоре молодой специалист, обладающий незаурядными организаторскими способностями, стал главным лесничим Камского лесничества.
Словно губка впитывал знания Ахмадулла Газизуллин. Этот невысокий, коренастый парень, пытавшийся найти четкие ответы на все «Как?» и «Почему?», увлекся научной работой. И вот уже по его инициативе создается почвенно-химическая производственная лаборатория при Зеленодольском лесхозе.
Ахмадулла Хадиевич вместе с коллегами увлеченно картировал почвы питомников и лесхозов, разрабатывал рекомендации по агротехнике выращивания лесопосадочного материала. В 1973 году он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Почвы лесов Нижнего Прикамья и пути их рационального использования», стал преподавать в родном институте в Йошкар-Оле. Вскоре подошла очередь и докторской диссертации. А в 2001 году, когда был создан факультет лесного хозяйства в Казанском сельхозинституте, Газизуллин переехал в столицу Татарстана.
С 2004 года по настоящее время Ахмадулла Хадиевич заведует в Казанском государственном аграрном университете кафедрой лесоводства и экономики лесной отрасли. Одновременно является заместителем директора ГБУ «Учебно-опытный Пригородный лесхоз». Он считает, что наука и практика в такой сфере, как лесная, должны всегда идти рука об руку.
В это непросто поверить, но 20 марта Ахмадулла Хадиевич отметит свое 80-летие. Возраста для этого человека словно не существует, он много и плодотворно работает, по-прежнему полон сил и планов. А когда со студентами выходит на лесную тропу, те признаются, что угнаться за профессором трудно.
О татарстанских лесах он знает, пожалуй, все. И не удивительно, ведь профессор, доктор сельскохозяйственных наук, академик Международной академии наук высшей школы Ахмадулла Газизуллин – автор многих книг и публикаций о лесном почвоведении, лесоводстве, лесопользовании. Среди них «Пихта сибирская в лесах Среднего Поволжья» – этот труд написан совместно с Раисом Миннихановым, нынешним главой Сабинского муниципального района, в недавнем прошлом директором Сабинского лесхоза. Хотелось бы выделить в этом ряду учебное пособие для студентов «Лесоведение», книгу «Почвообразование почвы и лес», сборник «Леса и лесной сектор в экологии Республики Татарстан».
Популярный призыв «Не рубите дерева, не рубите!» – многими воспринимается буквально. А вот согласно учению Ахмадуллы Газизуллина, татарстанский лес, в большинстве своем спелый, как раз нуждается в рубке, она для него как лекарство.
– В экономическом плане, – говорит Ахмадулла Газизуллин, – старый лес почти ничего не даст, а в экологическом – негативно воздействует на среду.
Конечно, рубка рубке – рознь, Газизуллин выступает за выборочную грамотную рубку. В чем ее суть? Когда лес растет, под его пологом появляется так называемый подрост. Если вовремя его не открыть, молодые деревца засохнут. Регулярные, раз в 6-7 лет, рубки как раз дают возможность укрепляться поросли.
– Вот, например, под пологом осиновых, березовых и других мелколиственных древостоев часто появляется подрост ели, – поясняет Ахмадулла Хадиевич. – Она ведь на открытом месте не растет, потому что боится солнцепека и заморозков. А под пологом – пожалуйста, там создается хороший микроклимат для юных елочек. Но если их вовремя не открыть, не вырубить крупные березы и осины, то ели погибнут.
Свою теорию Ахмадулла Газизуллин применил на практике вместе с прославленным лесоводом Нургали Миннихановым в Сабинском лесхозе. Было это много лет назад, тогда новаторам пришлось выслушать немало критики, прежде чем стала очевидной благотворность таких рубок. Сегодня Сабинское лесничество – лучшее хозяйство в республике.
Ахмадуллу Газизуллина частенько можно видеть на различных мероприятиях, посвященных лесной теме. Он выступает с научными докладами на республиканских, региональных, всероссийских и международных конференциях по проблемам почвоведения и лесного хозяйства, лесопользования, повышения продуктивности и устойчивости лесных экосистем. Когда Ахмадуллу Хадиевича спрашивают, откуда аксакал силы черпает и здоровье, тот с хитринкой отвечает: «Из леса, вестимо».