Отстаивать свои права им помогают общественные и надзорные структуры
15 марта, в День защиты прав потребителя, представители управления Роспотребнадзора, Госалкогольинспекции, ФГУ «Тест-Татарстан» отвечали на вопросы журналистов в Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям.
Все мы имеем потребительские права, а факты их ущемления отслеживают общественные и надзорные структуры. Как сказала сотрудник управления Роспотребнадзора Наталья Наумова, за минувший год число обращений в ведомство, которое она представляет, достигло 2850. При этом треть из них связана с услугами ЖКХ, 1425 – с реализацией товаров, в основном непродовольственных. На 85 процентов больше, чем за 2009 год, возросло количество обращений по нарушениям прав потребителей кредитными организациями.
Растет и грамотность потребителей. Если еще несколько лет назад люди не могли четко сформулировать претензию, то теперь заявления поступают в форме, достойной искового заявления в суд – с указанием статей Гражданского кодекса и Закона о защите прав потребителя, констатировала Наталья Наумова.
Ее коллега Ангелина Мордвинова напомнила, что, выбирая товар, следует внимательно изучать не только ценники, но и этикетки. Ведь, с одной стороны, хороший товар сам себя хвалит, с другой – не все то золото, что блестит. Продуманная с учетом психологии потребителя упаковка может создать продукту, не обладающему особыми достоинствами, иллюзию отменного качества. Поэтому не следует стесняться обращений к администрации магазина за дополнительной информацией, причем документально подтвержденной.
«Торгуй по правде, больше барыша будет» – эта поговорка знакома нам меньше, чем пресловутая «Не обманешь – не продашь». Поэтому весьма своевременно прозвучало напоминание Розалии Арслановой из Госалкогольинспекции о том, что специалисты в случае недобросовестного предоставления товаров и услуг могут заняться судебной защитой прав потребителя.
По ее словам, в прошлом году в Госалкогольинспекцию обратилось более 2000 татарстанцев, имеющих претензии к качеству товаров и услуг. 86 процентов обращений были удовлетворены в досудебном порядке. Сумма возврата продукции превысила 500 тысяч рублей. За два месяца текущего года Госалкогольинспекция провела более 200 проверок и, кстати, обнаружила четыре (!) группы подделок под сметану. Еще один красноречивый факт: в Арском районе продавали торты, просроченные… на год! Эту информацию можно было бы счесть курьезной, если бы она исходила не от специалиста.
Начальник испытательной лаборатории пищевой продукции и продовольственного сырья Валентина Гогулина из ФГУ «Тест-Татарстан» сообщила: тяжелых металлов в продукции не обнаруживается, но качество порой оставляет желать лучшего: выявлены наличие нитритов, превышение влажности в колбасах, несоответствие содержания сахара и жира в хлебобулочных изделиях. По-прежнему не редкость фальсификация коровьего масла.
Лаборатория работает по договорам с надзорными организациями. Потребитель тоже может принести сюда продукт, только при этом надо знать: дорогостоящие анализы проведут за его счет. Поэтому, предупредила Валентина Гогулина, лучше обращаться в органы по защите прав потребителей. Там разберутся с каждым конкретным случаем.