28 февраля состоялась седьмая пленарная сессия Государственного Совета Республики Татарстан.
Проект повестки сессии, предложенный президиумом парламента, включал 20 вопросов. Депутаты не поддержали А.Штанина, который предложил рассмотреть вопрос о реформировании Государственного Совета. Тем не менее по предложению Ф.Мухаметшина в “Разном” была заслушана информация В.Липужиной, руководителя рабочей группы, специально созданной для этой цели, о состоянии работы в данном направлении.
По предложению И.Сафиуллина из повестки дня был исключен законопроект “О внесении изменений в Закон Республики Татарстан “О бюджетной системе Республики Татарстан на 2000 год”, внесенный в порядке законодательной инициативы прокурором РТ, так как разработчик его отозвал. Уже в ходе сессии по просьбе Правительства РТ с рассмотрения был снят законопроект “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”.
Начало сессии положило ежегодное послание Президента РТ Государственному Совету. М.Шаймиев подвел итоги экономической и общественно-политической жизни Татарстана в 2000 году и изложил основные стратегические задачи, которые стоят перед республикой в начале нового тысячелетия. (Доклад будет опубликован в печати.)
Далее парламентарии избрали судей Верховного суда и Высшего арбитражного суда РТ.
Проект закона “Об утверждении Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства на 2001-2004 годы” представил руководитель депутатской группы “Татарстан – новый век” М.Галеев. Содоклад сделал председатель Комиссии по вопросам экономического развития и реформ М.Хаснулин. В ходе обсуждения выступили народные депутаты Ф.Мусин, Н.Липовских, Ф.Мухаметшин, депутат Государственной Думы РФ И.Грачев.
Целью программы является формирование в Татарстане среднего класса и обеспечение стабильности рыночного хозяйства. С ее принятием государственная власть должна наконец повернуться лицом к малому и среднему бизнесу. Ценность документа также в том, что он рожден снизу, – основу программы составили предложения предпринимателей. Речь не идет о финансировании малых предприятий из государственного бюджета. Их основным кредитором должна стать банковская система республики. Государство может создать единые правила игры в сфере малого бизнеса. Вот почему значительную часть программы составляют меры законодательного обеспечения предпринимательства. Как подчеркнул М.Шаймиев, время декларативных заявлений прошло, сегодня нужны конкретные действия. Законопроект был принят в первом чтении, а после обсуждения поправок на вечернем заседании программа была утверждена в целом.
После рассмотрения сравнительной таблицы поправок в целом был принят закон “О применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Республике Татарстан”. Законопроект представлял председатель Комиссии по бюджетно-финансовым вопросам И. Сафиуллин.
И.Сафиуллин представлял также законопроект “О внесении дополнения в Закон Республики Татарстан “О плате за землю” (от земельного налога в части, зачисляемой в республиканский бюджет, предложено освободить санитарно-убойные пункты перерабатывающих предприятий), который был принят во втором чтении. К третьему чтению разработчикам предложено учесть предложения прокурора республики и Правительства РТ, поступившие в парламент. На второе чтение был представлен законопроект “О признании утратившими действие отдельных законодательных актов Республики Татарстан”. После рассмотрения таблицы поправок, которую представлял председатель Комиссии по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и внешних связей В.Логинов, законопроект изменил название: слово “действие” заменено на другое – “силу”. Предложение А.Штанина оставить в числе действующих Закон от 30 августа 1990 года “Об основах народовластия в Республике Татарстан” депутаты отклонили на том основании, что большая часть норм получила закрепление в Конституции РТ. Свое мнение высказал Ф.Мухаметшин, который считает, что принцип разделения властей, предусмотренный пятой статьей данного закона, в будущем также должен найти конституционное воплощение.
Сразу несколько законопроектов представлял председатель Комиссии по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики М.Курманов. Во втором чтении приняты проекты законов “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан “О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов Республики Татарстан” и “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан “О статусе народного депутата Республики Татарстан”. Изменения касаются отказа от неприкосновенности народных избранников и продиктованы необходимостью привести законы Татарстана в соответствие с федеральным законодательством. Возражений не последовало. На голосование были поставлены взаимоисключающие поправки ко второму закону М.Курманова и А.Штанина об институте платных помощников народных депутатов Республики Татарстан, которые работают на постоянной основе. Отрицательное заключение на эту норму дало Министерство финансов РТ. После обсуждения с участием авторов поправок и Ф.Мухаметшина депутаты отказались от помощников, на содержание которых потребовались бы дополнительные средства из республиканского бюджета.
Проект закона “О внесении изменения в статью 5 Закона Республики Татарстан “О мировых судьях Республики Татарстан”, учитывающий протест прокурора РТ, принят в целом после второго чтения. Тем самым расширился круг возможных претендентов на должность мирового судьи – им может стать любой гражданин Российской Федерации.
Поскольку административное законодательство относится к ведению Российской Федерации, проект закона “О признании утратившим силу Закона Республики Татарстан “Об административной ответственности родителей или лиц, их заменяющих, за заведомо ложное сообщение об акте терроризма несовершеннолетними в возрасте до 14 лет”, внесенный прокурором РТ, вопросов не вызвал и был принят в целом после второго чтения.
Законопроект “О признании утратившим силу Закона Республики Татарстан “О международных договорах Республики Татарстан” также был внесен в парламент в порядке законодательной инициативы прокурором РТ. К.Амиров, представлявший его, подчеркнул, что отказ от республиканского закона не повлечет никаких отрицательных последствий для Татарстана. Юристы Госсовета дали свое заключение. Выступившие в прениях С.Осколок и И.Тагиров взглянули на отказ от закона не в связи с противоречием между федеральным законодательством и Конституцией РФ, а с позиций государственности Татарстана, который принужден отказываться от своих прав. Тем не менее проект закона был принят в первом чтении.
Проект примерного плана законодательной и законопроектной работы в Государственном Совете РТ на 2001 год продолжает уточняться, и депутаты рассмотрели документ лишь во втором чтении. Комиссии по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики предстоит подготовить план для окончательного утверждения на следующей пленарной сессии.
Проект закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан” разработал А.Штанин. Депутат предложил законодательно закрепить порядок расходования дополнительных доходов бюджета с согласия представительного органа власти. Выступая с трибуны сессии, он подчеркнул, что республиканский закон о бюджетном устройстве противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации. Учитывая заключение правового управления Госсовета и рекомендацию Комиссии по бюджетно-финансовым вопросам, депутаты законопроект отклонили.
Сессия приняла несколько постановлений Государственного Совета. Внесены изменения в состав Комитета парламентского контроля. Парламентарии продлили срок внесения Комиссией по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и внешних связей на рассмотрение Государственного Совета двух законопроектов: “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан “О выборах депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления в Республике Татарстан” и “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан “О местном самоуправлении” – до внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию РТ.
Депутаты приняли к сведению информацию о работе местных Советов народных депутатов РТ в 2000 году. Государственный Совет рекомендовал коллегам устранить отмеченные недостатки.
По предложению депутатской группы по поддержке татарстанских товаропроизводителей, которое озвучил А.Пахомов, сессия приняла обращение к Председателю Правительства Российской Федерации М.Касьянову по вопросу поддержки отечественных авиастроителей. (Обращение будет опубликовано в печати.)
С депутатскими запросами на сессии выступили С.Осколок и Ю.Якубов. На этом седьмая пленарная сессия завершила свою работу. Вел ее Председатель Государственного Совета Ф.Мухаметшин.