Дефект формального равенства

В один не самый прекрасный день мои домашние получили письмо из налоговой инспекции. Фискальный орган бесстрастно сообщал, что мы задолжали родному государству.

В один не самый прекрасный день мои домашние получили письмо из налоговой инспекции. Фискальный орган бесстрастно сообщал, что мы задолжали родному государству. Не рассчитаемся к назначенной дате – ждут пени и судебное разбирательство с предсказуемым исходом.

Почему-то по обозначенному в бумаге дню “Х” заплатить мы должны были еще “вчера”, так что от нас, как законопослушных граждан, всего-то и требовалось – мелкой рысцой добраться до ближайшего отделения банка и срочно расстаться с наличностью. Возможно, так бы и сделали, не окажись в тот момент в сложных финансовых условиях. А тут – видно, от безысходности – стали вдруг выяснять, отчего же сумма за совсем не рублевскую недвижимость в разы превышает наши самые пессимистичные прогнозы.

Выяснить, однако, оказалось не так-то просто. Телефон с указанием фамилии ответственного чиновника сначала упорно отмалчивался, а двадцать седьмая попытка дозвониться хотя и стала успешной, но лишь добавила беспокойства. На том конце провода категорически отказались объясняться заочно и потребовали явиться лично.

Очная ставка с представителем фискального ведомства, ради которой пришлось выстоять очередь, закончилась ничем – чиновница не стала вникать в наши объяснения и посоветовала обратиться в другое учреждение. Мол, мы всего лишь рассчитываем суммы, а исходные данные получаем извне. И порекомендовала: лучше все-таки заплатить!

Все это переполнило чашу моего терпения. Два дня я изучал законы, постановления, распоряжения и свидетельства, чтобы самому разобраться, сколько мы все-таки действительно должны родному государству. Через два дня, подковавшись до уровня клерка средней руки, я собственноручно вычислил сумму налога, подлежащего к уплате. И пришел к поразительному выводу. Оказывается, не мы должны государству, а оно нам, поскольку второй год подряд серьезно ошибалось при расчетах! Ошибалось ведомство, обязанное контролировать наши доходы, имущество с точностью до копейки!

К чему я рассказываю эту частную вроде бы историю, случившуюся в нашем федеральном округе? К тому, что, как ни печально, она во многом отражает наши взаимоотношения с авторитетными государственными ведомствами. Наши обязательства перед ними прописаны “от” и “до”. Наша ответственность рассчитана до мельчайших деталей и облачена в разнообразные карающие одежды в виде штрафов, пени, санкций и пр. А обязательства перед нами другой стороны?

Возьмите те же взаимоотношения налогового органа и налогоплательщика. Любой фискальный чиновник моментально сосчитает вам, какие пени с вас потребуют за неуплату налога в течение месяца, двух, трех… А в какую сумму обойдется ведомству ошибка, из-за которой законопослушный гражданин переплатит в казну три-четыре сотни? Верно, ни в какую. В лучшем случае ему зачтут переплату на следующий год, если, конечно, ошибку кто-нибудь обнаружит. А поскольку мы, как джентльмены в английском клубе, представителям

госорганов верим на слово, то вполне возможно, что и не обнаружит.

Все это я хорошо знаю по своему опыту. Ведь в тот раз в пылу благородного гнева даже написал возмущенное письмо на имя начальника межрайонной налоговой инспекции, выразив, в дипломатичных выражениях, надежду, что нелепая ошибка – всего лишь следствие нерадивости отдельных сотрудников, а вовсе не стиль работы ведомства. Ответное письмо, с признанием ошибки и обещанием вернуть мне излишне уплаченную сумму (не десятки и не сотни рублей – тысячи), я бережно храню. Но если вы думаете, что кто-то поспешил тогда узнать мой расчетный счет, ошибаетесь. Деньги мне не вернули. Позже их просто зачли в счет налоговых платежей следующего периода. Ни о каких пенях и компенсациях за пользование чужими средствами в течение года никто даже не подумал. Как никто не подумал и извиниться.

Да бог с ними, извинениями. Суть проблемы, как вы понимаете, не в незнании кем-то правил хорошего тона. Нужен простой и четкий механизм, который бы прописывал ответственность и ведомства перед гражданином. Такой же простой и четкий, как существующий механизм ответственности гражданина перед ведомством. С пенями, штрафами и компенсациями.

В нормальном демократическом обществе, полагаю, это совсем не роскошь, а осознан-ная необходимость. Ведь рассказанный мной частный случай – далеко не единственный пример ошибок “другой” стороны, которые обернулись вполне реальными потерями для пострадавших. И грешит ими не только одно конкретное государственное ведомство.

Я, например, знаю человека, который потерял кучу времени и денег из-за того, что в регистрационной палате ему неправильно оформили свидетельство, – сорвалась сделка с продажей квартиры. Другой знакомый целый год платил за свой столетнего возраста дом как за коттедж, потому что в жилую площадь ему ошибочно включили площадь подвала. А вдова ветерана из поселка Левченко несколько месяцев потратила на сбор документов для получения квартиры и едва не умерла от расстройства, узнав в итоге, что ей ничего не положено, – ошибся чиновник… Никто из граждан никаких компенсаций, естественно, не получил.

Самое печальное, что изъяны, существующие в схеме взаимоотношений “гражданин – государственное ведомство”, у нас с легкостью перенимают и другие, уже негосударственные структуры, с которыми мы постоянно имеем дело. Управляющие компании, операторы услуг Интернета, кабельного телевидения, газовики и т.д. И мы даже не удивляемся, когда, просидев месяц без горячей воды, в лучшем случае получаем квитанцию, в которой сделан обычный перерасчет за непредоставленную услугу. Ни о каких штрафах и пенях в пользу немытого потребителя нет и речи. Зато с вас почти обязательно возьмут деньги за техобслуживание газовой плиты, которую мастер в глаза не видел, или за то, что вы внесли квартплату с двухмесячным опозданием.

И где же тут, спрашивается, равенство?

 

Аскар САБИРОВ, “РТ”

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще