Скоростные экспрессы сблизят города
К чемпионату мира по футболу 2018 года Москву, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург свяжет высокоскоростная железнодорожная магистраль. Поезда будут перевозить по ней пассажиров со скоростью до 400 километров в час. Дорога от Москвы до столицы Урала может сократиться до шести часов.
Об этом амбициозном проекте рассказал недавно генеральный директор ОАО “Скоростные магистрали” Денис Муратов. По его словам, вторая в стране отдельная высокоскоростная магистраль (первая соединит Москву с Санкт-Петербургом) призвана связать города, в которых будут проходить матчи чемпионата мира по футболу. С этой целью, в частности, от участка Казань – Екатеринбург предполагается сделать ответвление до Самары. Но и “нефутбольные” Пермь, Уфа, Челябинск и другие крупные города, которые окажутся в стороне от экспресс-магистрали, тоже получат “персональные” ответвления.
На реализацию замыслов, по предварительным оценкам, понадобится два с половиной триллиона рублей. Строительство одного километра пути будет стоить от 14 до 22 миллионов евро, на отдельных участках со сложным рельефом местности – еще дороже. А всего от Москвы до Екатеринбурга нужно проложить около трех тысяч километров нового железнодорожного полотна.
Инвестиции и предполагаемый объем работ настолько серьезные, что господин Муратов сразу предупредил – речь все-таки пока идет только о планах. Насколько велика вероятность, что они сбудутся? С одной стороны, о необходимости воплотить проект к чемпионату мира-2018 уже заявили высокие лица в российском Правительстве. С другой, даже на строительство высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург казенные средства не предусмотрены. Государство лишь предоставляет гарантии инвесторам, а вкладывать свои деньги начнет только с момента пуска магистрали.
Перспектива строить и эксплуатировать линию, которая соединит две столицы, частный капитал, возможно, привлечет. А насколько привлекательным для него окажется второй проект? Почти в пять раз больший по протяженности и затратам? Наконец, насколько реально его реализовать за оставшееся время? Технико-экономическое обоснование трассы, экологическая экспертиза, тендеры, подготовка и выкуп земельных участков – только на подготовительную часть могут уйти годы. Во всяком случае, 660-километровая магистраль Москва – Санкт-Петербург, как предполагается, будет построена только к 2017 году. Усиливает сомнения и недавнее решение железнодорожников отказаться от строительства к 2014 году скоростной дороги к Сочи – о ней в свое время тоже было сказано немало.
Впрочем, поставленная задача может иметь разные варианты решения. Например, отдельные участки новой магистрали будут не высокоскоростными, а ускоренными (как на действующей железной дороге между двумя столицами). Для этого не придется строить специальное полотно – достаточно реконструировать существующее. О движении по нему со скоростью 400 километров в час речи быть не может, но 200 километров в час станут нормой. В этом варианте на некоторых участках, например от Нижнего Новгорода до Самары, начнут курсировать комфортабельные “Сапсаны”, которые пока используются между Москвой, Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом. Это тоже позволит сократить время в пути в разы.
Но Казань и Екатеринбург, надо полагать, все-таки могут рассчитывать на максимальный скоростной вариант. И дело не только в том, что оба города планируют принять у себя матчи чемпионата мира. Татарстан и Свердловская область решили объединить усилия в строительстве экспресс-полотна между Казанью и Екатеринбургом. Еще в сентябре прошлого года во время визита делегации РТ в Свердловскую область губернатор Александр Мишарин и Президент Рустам Минниханов подписали соглашение о намерениях двух регионов совместно участвовать в реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург.
“Это прорывной проект, приоритетный для Татарстана. Такая магистраль многое изменит в нашей стране, даст другое качество жизни”, – заявил тогда Рустам Минниханов.
Кстати, первые реальные шаги на пути реализации проекта партнеры уже делают. В Свердловской области на совместном с компанией Siemens предприятии все готово для сборки экспрессов Desiro. В перспективе здесь планируют наладить полный цикл производства высокоскоростных поездов.