О том, какое значение для бесперебойной работы автомобиля имеет качество топлива, объяснять никому не нужно.
Редкому автомобилисту не довелось испытать крайне неприятные ощущения, когда после заправки до того совершенно исправная машина вдруг начинает “чихать и кашлять”, а то и вовсе отказывается ехать. А поздней осенью, когда уличная температура неожиданно начинает снижаться, особенно много проблем возникает у водителей авто с дизельным двигателем. Дело в том, что дизельное топливо – солярка – бывает летнее и зимнее. Приходилось вам видеть, как в мороз водитель “КамАЗа” возится с горящей паяльной лампой под брюхом грузовика? Скорее всего, это как раз тот самый случай – вместо зимнего топлива на АЗС ему залили летнюю или “разбодяженную” летней зимнюю солярку. Та в самый неподходящий момент – уже при движении – загустела в топливопроводе до состояния желе и перестала поступать в двигатель. Машина, понятно, встала. И кукуй на трассе до весны…
Еще хуже, если где-нибудь посреди дороги встанет междугородный автобус, полный пассажиров. Лет пять назад такие случаи были не так уж и редки… Сегодня, к счастью, ситуация меняется к лучшему.
На днях в Кабинете Министров состоялся брифинг с участием представителей Управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ и подразделений МВД по РТ, на котором они отчитались перед журналистами по итогам месячника проверки качества реализуемых и потребляемых в республике моторных топлив, который прошел с 22 ноября по 22 декабря прошлого года. Месячника, инициированного, кстати, поручением Президента республики.
По словам начальника управления Роберта Гилязиева, проверке подверглись 508 автозаправочных станций и десять нефтебаз – это две трети существующих в республике АЗС (всего их 649) и около трети нефтебаз (таковых в Татарстане 28). Из без малого тысячи проб не соответствующими отдельным показателям ГОСТа оказались 47, сорок из них касаются дизтоплива. Материалы по 33 объектам переданы в прокуратуру.
В половине случаев по солярке нарушения вполне привычные – в резервуарах АЗС обнаружена смесь зимнего и летнего топлива. Собственно, это вполне объяснимо – как правило, в межсезонье в резервуарах еще остается летняя солярка, которая по мере их опорожнения разбавляется зимней. Если резкого снижения температуры не происходит, то вреда от этого немного. Иное дело, если вчера на термометре было плюс три, а сегодня – минус двадцать. Нынче таких неприятных сюрпризов природа не преподносила, так что обошлось без серьезных эксцессов.
А вот органы МВД, проверяя 313 автозаправок, 23 нефтебазы и 5 нефтехранилищ, ставили перед собой более обширные задачи, нежели обычный анализ состава топлива. Как сообщил начальник координационного отдела УБЭП МВД по РТ Ринат Акчурин, на счету правоохранительных органов – несколько выявленных случаев незаконного предпринимательства, неправомерного использования товарных знаков и хищений. Итог месячника по линии МВД – 70 протоколов по административным нарушениям и 25 уголовных дел.
Приятно, что многие руководители республиканских АЗС готовы и сами, без понуканий со стороны соответствующих органов проводить постоянный контроль качества топлива. Так, сегодня в Татарстане действует система добровольной сертификации АЗС. Как отметил Роберт Гилязиев, из 75 прошедших такую сертификацию заправок 49 принадлежат ООО “Татнефть АЗС-Центр”, семь – “Татнефтепродукту”. И по словам директора “Татнефть АЗС-Центра” Вячеслава Чичкова, проводится такая сертификация исключительно ради повышения репутации компании, а никак не в расчете на какие-то материальные дивиденды.
Кстати, данные о проштрафившихся АЗС опубликованы на официальном сайте управления. Так что озабоченным здоровьем двигателей своих “железных коней” автовладельцам можно составить по этим данным собственный рейтинг АЗС и пользоваться услугами только добросовестных заправщиков.