Ключи от рая

У нас в доме в старинной шкатулке хранится обычная связка ключей. Единственная достопримечательность: вместо брелока – миниатюрная бензиновая зажигалка из винтовочного патрона.

У нас в доме в старинной шкатулке хранится обычная связка ключей. Единственная  достопримечательность: вместо брелока – миниатюрная бензиновая зажигалка из винтовочного патрона.  Но для меня это не просто ключи. Это ключи  от рая!

Отец два года после окончания Великой Отечественной  служил на территории Германии, в штабе наших войск. Войну он начинал  под Москвой, а закончил в Берлине, где был серьезно ранен. Зимой 45-го мы с матерью переехали к нему из Елабуги, куда были эвакуированы в начале войны.

 Связка принадлежала  шоферу, ефрейтору Косте, который по утрам отвозил отца в штаб. Ключи от зажигания, гаража, входной двери, зажигалка с неистребимым бензиновым амбре. Незадолго до возвращения на Родину вся семья “ромашкой” улеглась вокруг карты, разложенной  на  устилавшем зал ковре, – выбирать место будущего жительства. Обсуждение было бурным! Принимал в нем участие  и Костя, которому  тоже предстояла демобилизация. Помню, что через какое-то время он  вернулся в дом и  с озабоченным видом  стал шарить по ковру. Оказывается, потерял свои ключи, которые могли здесь выпасть из кармана…

Нашлась пропажа полгода спустя за тысячи километров от Германии! Офицер, отслуживший на оккупированной территории,  мог взять с собой определенный набор  вещей. В их числе  оказался  тот самый ковер. В Казани мы долго мыкались по углам и лишь перед самым Новым годом нас наконец  подселили   в барачную комнату к многодетной  семье на  улице Володарского. Здесь родители впервые  развернули ковер, чтобы развесить его на веревке  в качестве ширмы. И тут на пол, звякнув, упала связка  тех самых  Костиных ключей! 

Помню, как  расплакалась тогда мама. Повзрослев, я понял, почему. После  коттеджа  со старинной мебелью, картинами на стенах,  ванной и душем,  бассейном для купанья во фруктовом саду (примерно в таком доме жил Штирлиц из “Семнадцати мгновений весны”)  оказаться  с мужем-инвалидом и малолетним ребенком в общей комнатенке на 12 душ с единственным “удобством” во дворе!

 Иногда я беру в руки эту связку ключей,  по привычке чиркаю колесико-огниво самодельной зажигалки. Искр оно  уже не высекает, зато пробуждает детские  воспоминания, самое яркое из которых – автоматическая железная дорога в детском саду для детей советских офицеров. Она занимала все огромное фойе –  это был волшебный, неведомый мир чудесных превращений, где  паровозики-малютки с вагончиками раскатывали по миниатюрным  рельсам, где  щелкали переводимые невесть кем путевые стрелки, перемигивались разноцветные огни семафоров и выскакивали на перрон начальники станций  в красных фуражках…  

 От  казанского детства, прошедшего рядом с железнодорожным вокзалом,  у меня тоже осталось воспоминание:  громоздкий, как допотопный угольный утюг, черный паровоз с красными сегментами колес…

Александр КАТКОВ.

 

 

Уважаемые читатели! “Республика Татарстан” продол-жает конкурс на лучший рассказ о  фамильной реликвии. Расскажите про дорогие вашему сердцу вещи, о том, как они попали в ваш дом. Это могут быть редкие награды, произведения искусства, дарственное оружие, письменные документы “времен Очаковских и покоренья Крыма”, привезенные из дальних странствий сувениры, подарки с автографами знаменитостей.   Сегодня практически в любом доме найдется фотоаппарат или принтер, поэтому не составит особого труда прислать по почте (обычной или электронной) фотокопии раритетов. Победители получат призы, которые, надеемся, станут  такими же памятными реликвиями, передаваемыми по наследству из рук в руки.

Письма с пометкой “Семейная реликвия” присылайте по адресу: 420066, Казань, ул. Декабристов, 2, редакция газеты “Республика Татарстан”.

Или  на адрес электронной почты: info@rt-online.ru

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще