На прошлой неделе в Москве между правительствами Российской Федерации и Республики Татарстан была достигнута договоренность о том, что республика оставляет за собой часть полномочий Дорожного фонда. Напомним, эту структуру решено было упразднить из-за несоответствия новому Налоговому кодексу Российской Федерации.
Гамлетовский вопрос
Принятый в прошлом году новый Налоговый кодекс РФ лишил регионы права оставлять у себя налоги, собираемые на нужды дорожников. Автоматически были отменены и структуры, аналогичные нашему Дорожному фонду, которые собирали на местах данные налоги. Это налог с продаж горюче-смазочных материалов (Дорожный фонд РТ рассчитывал собрать этого налога в 2001 году как минимум до 800 млн. рублей) и налог с пользователей автодорог (ожидавшиеся сборы в 2001 году – 1 млрд.700 тысяч рублей). В окончательном варианте было разрешено оставлять у себя половину налога с пользователей автодорог и налог с владельцев транспортных средств. Если в прошлом году Дорожный фонд РТ собрал 6 миллиардов рублей налоговых поступлений, то в 2001 году сбор составит чуть больше двух миллиардов. Причем и этими деньгами соответствующие службы смогут распоряжаться только по согласованию с Москвой. Выходит, над республиканской программой дорожного строительства, разработанной в Кабинете Министров РТ, нависла угроза срыва?
Благодаря авторитету Президента
На прошлой неделе делегация Татарстана во главе с Премьер-министром Рустамом Миннихановым и вице-премьером Владимиром Швецовым отправилась в Москву искать ответ на означенный вопрос. Переговоры, по словам руководителя Дорожного фонда РТ Рустама Закирова, были напряженными, но закончились подписанием 13 февраля выгодного для нас протокола.
– Честно говоря, – делится впечатлениями Р.Закиров, – ничего бы нам в Москве не подписали, если бы не авторитет Президента и Премьер-министра Татарстана. Подписан протокол, по которому федеральный центр будет выделять нам немалые средства на содержание автодорог. Если мы, например, отдаем в российский бюджет почти на миллиард рублей налога с продаж ГСМ, то в соответствии с этим протоколом центр на содержание федеральных дорог и крупные проекты выделяет нам 838 миллионов, то есть возврат получается практически по всем пунктам. Отрадно, что продолжится реконструкция аэропорта в Казани и других важных объектов.
Дитя двух мамок
Главным объектом, который в последние годы финансировал Дорожный фонд РТ, был мост через Каму в селе Сорочьи Горы. Эта “стройка века” должна соединить два берега Камы и открыть прямое автомобильное движение из Поволжья на Оренбург и дальше. Один из пунктов соглашения, подписанного в Москве, предусматривает выделение Татарстану 500 миллионов рублей на строительство моста через Каму. Правда, в нем также оговаривается, что и наша республика на паритетных началах должна выделить на мост 500 миллионов рублей. Финансирования строительства моста из российского бюджета удалось добиться еще и благодаря тому, что республика передала в ведение России трассу Казань-Оренбург, проходящую через Алексеевский и Чистопольский районы. 31 января Михаил Касьянов подписал соответствующее постановление.
После ввода в эксплуатацию моста через Каму предстоит “доводить до ума” дороги Закамья. Теперь эта трасса через мост обрела федеральное значение, а к трассам этой категории требования выше.
Что же касается самого моста, то на прошлой неделе была погашена задолженность перед строителями по зарплате за полтора месяца. Теперь руководители стройки планируют к лету закончить возведение опор моста. В начале лета специальная комиссия даже рассчитывает пройти по готовой части моста, которая должна составить 14 километров, пешком. На эту зрелищную акцию обещают пригласить и журналистов.
Планов – громадье!
Сейчас в республике примерно 10 тысяч километров дорог с твердым покрытием. Из них почти треть построена за последние четыре года. Строители сдавали по 700 километров ежегодно. Таких темпов нет ни в одном соседнем регионе. Естественно, без структуры, которая отвечает за содержание и строительство дорог, не обойтись.
– Работы у нас непочатый край, – говорит Р.Закиров. – Дороги продолжаем строить и ремонтировать. Правда, из-за сокращения налоговых поступлений нам придется отказывать себе в дополнительных расходах. Так, например, в прошлом году мы только специальной техники закупили на 260 миллионов рублей, на благоустройство районных центров потратили 196 миллионов, на программу “Свой дом” – еще около 130 миллионов. В этом году от таких программ придется отказаться. Но дороги и мосты будем продолжать строить. Вот сейчас у нас в планах достроить трассу, ведущую в объезд Зеленодольска в Йошкар-Олу, продолжатся строительство дороги Шали-Сорочьи Горы, Казань-Пермь (проектные работы), Казань-Ульяновск, Казань-Уфа. Возьмемся и за дороги местного значения. В районах ежегодно будем строить по одному мосту. По программе дорожного строительства, утвержденной на этот год, строителям предстоит соединить дорогами с твердым покрытием все центральные усадьбы. В республике их около двух тысяч.
Предстоят также строительство и реконструкция пяти популярных автомобильных маршрутов внутри нашей республики. Словом, работы – вагон и маленькая тележка…
Ленар КАШАПОВ.