Лениногорский опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства не раз получал высокую оценку руководства республики. Преобразования в сфере ЖКХ, которые произошли в городе, доказали свою эффективность. Теперь новаторские решения лениногорцев – предмет пристального изучения коллег по отрасли.
Один из адресов передового опыта – предприятие “Жилсервис”. Оно было создано семь лет назад на базе обычного домоуправления. Возглавил предприятие Николай Баштанов, имевший к тому времени немалый опыт организационной, хозяйственной работы. Трудностей Николай Наумович не боялся, но представить, какой груз проблем свалится на него вместе с новой должностью, не мог даже он.
Несколько помещений с голыми обшарпанными стенами и один сломанный стул… Вот и все хозяйство, которое получил Баштанов в наследство от организации-предшественницы.
А на дворе, между прочим, стоял октябрь, начинался отопительный сезон. Из восьмидесяти трех закрепленных за “Жилсервисом” домов три четверти были старше сорока лет. Латаные-перелатаные системы отопления выходили из строя все чаще и чаще.
– Не знаю, как сложилась бы судьба “Жилсервиса”, – говорит Н.Баштанов, – если бы не своевременная помощь Исхака Аюповича Садриева, руководившего в то время городом и районом. Благодаря его ходатайству мы получили от местной управляющей компании ЖКХ двадцать тысяч рублей в качестве предоплаты за услуги, которые нам еще только предстояло оказать, и кредит в банке.
На эти средства предприятие закупило инструменты, сварочные аппараты, спецодежду, материалы и начало потихоньку приводить в порядок жилой фонд. Площадь его (220 тысяч квадратных метров) убеждала: скучать не придется. Но действительность превзошла все ожидания.
Убедившись, что работники бывшего домоуправления перестали кормить их вечными обещаниями и начали действовать, жильцы обрушили на “Жилсервис” такое количество заявок, что, казалось, предприятие просто не выдержит.
– Допустить этого мы, естественно, никак не могли, – рассказывает Н.Баштанов, – поскольку понимали, какая ответственность на нас возложена. Ведь по результатам работы “Жилсервиса” должны были принять решение: реформировать аналогичным образом другие домоуправления или нет. Мы справились, и реформа была продолжена.
Первым всегда нелегко. Экспериментальное предприятие не имело необходимой материально-технической базы. Но это было еще полбеды. В коллективе нашлись горе-специалисты, вообразившие, что со сменой вывески на предприятии ничего не изменится. Мол, как халтурили раньше, так и будем.
На перевоспитание времени не было. С разгильдяями расставались решительно. В течение нескольких лет за пьянки и неудовлетворительное отношение к делу уволили 178 дворников, практически полностью обновили штат слесарей, сварщиков.
Зато теперь в коллективе ответственные, квалифицированные специалисты. Меньшими, чем прежде, силами предприятие выполняет намного больший объем работ. Каждый напрямую заинтересован в том, чтобы справиться с задачей быстро и качественно.
Постепенно “Жилсервис” начал погашать взятые кредиты, заработал и средства на развитие. В структуре предприятия появился свой производственный цех. Разместился он в одном из пустовавших складских помещений. Здесь освоен выпуск скамеек, урн, песочниц, других изделий. Песочницы необычные – в виде оригинальных красивых беседок. Ими сейчас украшают придомовые территории.
Однако приоритетное внимание в ООО “Жилсервис” уделяют, конечно, ремонту домов. Ведь в большинстве жилых зданий прежде ни разу не менялись трубы, многие коммуникации чуть ли не полностью сгнили. Предприятие, кстати, собственными силами отремонтировало 75 домов еще до того, как была принята федеральная программа капитального ремонта жилого фонда.
В общем, “Жилсервис” состоялся. Как, впрочем, и другие общества с ограниченной ответственностью, в которые вслед за первенцем были преобразованы местные домоуправления. Но на этом реформа ЖКХ в Лениногорске не закончилась. Здесь взялись за реализацию следующего проекта, призванного поднять жилищно-коммунальное обслуживание населения на новый качественный уровень. При “Жилсервисе” и семи других аналогичных предприятиях были сформированы собственные управляющие компании – вместо одной общегородской.
Скептики опасались, что от новых организационных надстроек большого толка не будет. Мол, это приведет лишь к увеличению чиновничьего персонала. Зря опасались: во вновь созданных управляющих компаниях работают на 90 человек меньше, чем раньше в общегородской. Да и круг вопросов, которые решают эти структуры, заметно расширился.
Локальные управляющие компании на все без исключения жалобы жителей реагируют намного быстрее, чем их неповоротливая предшественница, у которой до некоторых претензий иногда просто руки не доходили. Другой, не менее значительный, плюс проекта: быстрее, точнее и прозрачнее стал учет средств, поступающих от горожан за коммунальные услуги. Расчеты и взаимодействие с организациями, которые их предоставляют, также упростились.
Как теперь все происходит на практике? Предположим, в том или ином доме плохо греют батареи. Получив об этом сигнал, Н.Баштанов, возглавивший управляющую компанию при “Жилсервисе”, тут же собирает представителей производственно-технического отдела департамента ЖКХ, предприятия тепловых сетей, других структур, имеющих отношение к проблеме. Сообща выясняют, из-за чего мерзнут люди. Затем виновник исправляет ситуацию. Но деньги за работу он получает только тогда, когда представит в управляющую компанию документ за подписями жильцов о том, что больше у них претензий нет.
Так Николай Наумович строит отношения с водоканалом, “Энергосбытом”, с каждой из 12 обслуживающих его дома организаций. Финансовые рычаги действуют безотказно. Деньгами планы смежников обеспечиваются только в том случае, если они действительно отвечают интересам населения.
Здорово помогают Н.Баштанову старшие по домам. Они, как и повсюду, выбираются жильцами. Но в “Жилсервисе” их зачисляют в штат управляющей компании, и свои обязанности они выполняют не на общественных началах. На рабочем столе у каждого старшего по дому – компьютер. Каждый ежедневно отслеживает, сколько тепла, электроэнергии, воды потребляет его дом, так что выявить неплательщика не проблема. Помогают им в этом и жильцы – брать на себя расходы недобросовестных соседей больше никто не желает. Результат: за короткий срок задолженность по платежам сократилась на три миллиона рублей.
Вообще, сознание жильцов меняется на глазах. Раньше на замену стекол в подъездах у “Жилсервиса” уходило до тысячи квадратных метров хрупкого материала ежегодно. Два с половиной года назад предприятие поменяло окна на пластиковые. После этого не было разбито ни одно стекло.
“Жилсервису” и другим аналогичным предприятиям Лениногорска повезло, что местный департамент ЖКХ и строительства возглавил И.Садриев. О проблемах отрасли Исхак Аюпович знает не понаслышке. Сам начинал реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве Лениногорска, сейчас продолжает их в новой должности. Позитивные сдвиги, что произошли в ЖКХ города, во многом его заслуга, убеждены коммунальщики.
– Каждое муниципальное образование вправе выбирать тот принцип организации жилищно-коммунального хозяйства, который считает наиболее целесообразным, – говорит И.Садриев. – Мы определились со своим. Но это не значит, что он окончательный. Предела совершенству, как известно, нет. И мы готовы разработать новую форму, если она позволит сделать очередной шаг по пути повышения эффективности ЖКХ.