Если бы все узбеки Татарстана решили собраться в одном месте, то на карте нашей республики появился бы еще один город, равный по меньшей мере двум Бавлам или одному Заинску. И эти более сорока тысяч выходцев из теперь уже заграницы сегодня составляют одну из самых активных и дружных диаспор. Ее представители не просто связали свою судьбу с Татарстаном и живут полнокровной жизнью, но и помогают тем, кто оказался рядом. Лучшие черты узбекского народа – его душевность, открытость, гостеприимство – Казань знает не понаслышке.
От согдийцев до узбеков
Разные пути привели граждан Республики Узбекистан в Поволжье. К сожалению, зачастую мои соотечественники судят о них по тем гастарбайтерам, которые всеми правдами и неправдами прибывают на российскую землю, чтобы заработать на пропитание оставленных на родине семей. Но это еще не узбекская община. Сегодня в ней немало студентов, аспирантов, бизнесменов, деятелей культуры, живущих в Татарстане на законных основаниях и успешно делающих свою карьеру. Их объединила национально-культурная автономия. Прежде чем рассказать о том, чем живет это сообщество, окунемся в историю.
Нация сформировалась в среднеазиатском Междуречье и сопредельных ему регионах. Здесь издревле жили племена, говорившие на восточно-иранских языках – согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы и другие. С первого тысячелетия нашей эры сюда начинают проникать кочевые тюркоязычные племена. После вхождения в шестом веке Средней Азии в состав Тюркского каганата влияние тюркоязычного населения усиливается и становится доминирующим.
Современный узбекский этнос сложился только в 20-40-е годы ХХ столетия, однако процессы, сформировавшие его, начались еще в средние века, когда и возник сам этноним “узбек” (по имени одного из тюркских ханов Золотой Орды XIV в.).
На территории нынешнего Узбекистана в свое время располагались три ханства – Хивинское, Бухарское и Кокандское, где важной политической и военной силой были кочевые племена. Постепенно земледелие стало основой их жизненного уклада. И теперь, говоря об узбеках, можно отметить мастерство хлеборобов и хлопководов, виртуозно владеющих всеми секретами мелиорации, опыт которой на пустынных землях этого края складывался веками, знаменитых на весь мир каракулеводов, а искусной работой узбекских мастеров резьбы по белоснежному ганчу можно полюбоваться в казанской мечети Кул Шариф.
Сегодня Узбекистан вновь открывается миру как объект туристических вожделений охотников за экзотикой. Загадочная Бухара с ее древними улочками и незабываемой крепостью Арк, сказочный Самарканд с голубыми куполами Регистана, гробницей “завоевателя миров” Тимура, обсерваторией Улугбека, уникальная Хива с ее старинными минаретами, удивительный Ташкент с его неповторимой аурой хлебного города. Перечислять можно до бесконечности. Ведь еще есть снежный Чимган, сладкоголосая Фергана, древние пещеры ущелья Сармыш, а где-то в горах Нурлата схоронен легендарный клад эмира бухарского. Эта страна ближнего зарубежья полна загадок и мифов.
Самое главное – люди
Сегодня этнос насчитывает более 20 миллионов человек, при этом значительны его диаспоры в России, США, Англии и других странах. Узбекам есть кем гордиться. На территории современного Узбекистана родились или творили такие крупнейшие ученые и поэты средневековья, как Алишер Навои, Джами, Хорезми, Фараби, Бируни, Улугбек, Авиценна.
Среди видных узбеков XIX-XX вв. можно отметить известных (к сожалению, скорее советскому поколению наших соотечественников) поэтов и писателей Хамзу Ниязи, Абдуллу Кадыри, Гафура Гуляма, академиков Абида Садыкова и Хабиба Абдуллаева, композиторов Мутала Бурхонова и Тохтасына Джалилова, художника Урала Тансыкбаева и графика Искандара Икрамова, народного зодчего Ширина Мурадова, кинорежиссера Али Хамраева, династию канатоходцев Ташкенбаевых, многих артистов, в том числе Матлюбу Алимову (помните цыганку из киноэпопеи про Будулая?).
Но эту землю могут назвать родной и те, кто на слуху в России. Ташкент подарил нам Рину Зеленую, Юрия Антонова и Алину Кабаеву. В Андижане родился Ренат Акчурин, в Ургенче – Анна Герман. Родом из Самарканда Эдуард Сагалаев и Игорь Саруханов. Дмитрий Харатьян и Элла Панфилова появились на свет в Алмалыке. Фергану считал своей колыбелью Александр Абдулов.
Второй родиной называла эту землю, спасшую ее, как и тысячи других граждан Советского Союза от голодной смерти, поэт Анна Ахматова. В ноябре 1941 года она была перевезена из осажденного Ленинграда в Узбекистан. “Именно в Ташкенте я впервые узнала, что такое палящий жар, древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта…” – напишет она в мае 1944 года, когда сможет наконец вернуться домой. Щедрость, доброту узбекского народа Ахматова вспоминала и спустя многие годы.
Немало и татар, чьим местом рождения стал Узбекистан. Рашид Сюняев, Тимур Акулов, Талгат Абдуллин, Рашит Вагизов, Руслан Чагаев – перечислять можно долго. Но любой из них несет в своем сердце частичку тепла своей малой родины. Наверное, еще и потому, что никакие политические ветры не изменят отношения к простому народу, к тем, с кем рядом ты жил и вставал на ноги. А настоящий узбек достоин уважения.
– Тесно общаясь с представителями этой диаспоры, я бы хотел отметить, что к особенностям узбекского характера относятся не только доброжелательность и отзывчивость, но и решительность, обдуманность поступков, готовность прийти на помощь, – отмечает исполнительный директор Ассамблеи народов Татарстана Николай Владимиров. – Издавна узбеки сплочены кровнородственными узами, общностью совместного труда. Это ответственный народ.
Будни автономии
Узбеки нелегко переживают отрыв от дома, от родных и близких. Чаще всего довольно сложно привыкают к новым трудовым условиям. Сказывается существенное различие и в образе жизни.
– Остроту такого рода переживаний сглаживает общение с земляками, участие в концертах художественной самодеятельности, совместные мероприятия. Именно по-этому создание автономии мои земляки встретили как долгожданное событие, – отмечает председатель НКА узбеков РТ, член Общественной палаты Татарстана и координационного совета МВД РТ Абдуманноб Абдусаттаров. – Стремление к объединению в крови у узбеков. Наш народ открытый, он готов с радостью поделиться тем, что у него есть. С родителями и родственниками каждый поддерживает тесные связи, советуется с близкими. Но нам не хотелось бы, чтобы единение понималось лишь как создание земляческих групп, живущих по закону круговой поруки. Подобные группы порой приобретают негативную общественно-политическую направленность. И это не наш путь.
Если говорить о том, почему нам, узбекам, комфортно в Татарстане, то нужно помнить: связи между нашими народами уходят в глубь веков. Еще Волжская Булгария имела дипломатические и торговые отношения со странами Средней Азии, и особенно тесные – с Хорезмом. А после упадка Казан-ского ханства многие татары перебрались в Среднюю Азию. Местное население относилось к ним с симпатией, как к единоверцам. Сближали схожий язык, письменность на основе арабской графики. Традиционно большое число татар приезжало обучаться в медресе Бухары и Самарканда. В то же время немало представителей узбекской интеллигенции училось в казанском медресе “Мухаммадия”, уфимском “Галия”, оренбургском “Хусаиния”. Изгнанная бухарским эмиром узбекская интеллигенция также находила убежище в Казани. Как видите, у нас немало общих страниц истории, и память об этом нельзя омрачать, а наоборот, нужно обогащать новыми делами.
В 1998 году Абдуманнобу Абдусаттарову, переехавшему в Казань из Сибири, удалось собрать вокруг себя активных соплеменников. Был выбран совет, в который вошли уважаемые представители узбекской диаспоры – Турсун Умаров, Абдурахмонжон Каримжанов, Сайдуллохон Султанов, Худайберди Абдусаттаров, Равшанбек Гиясов и другие. Кстати, с общиной тесно сотрудничают представители других национальностей, родившиеся и выросшие в Узбекистане, сохранившие духовные и культурные связи со своей родиной.
Будни автономии принесли ее активу множество хлопот. Нужно было наладить связь с предприятиями и организациями Татарстана, нуждающимися в рабочей силе. Начать разъяснительную работу среди членов диаспоры, объясняя законы миграционной политики России.
Автономия ищет возможности трудоустройства прибывающих в Татарстан граждан Узбекистана. Они официально получают разрешения на работу, оформляются в соответствии с законодательством, а значит, становятся социально защищенными. Условия работы и проживания непременно контролируются представителями автономии. Нередко обращаются сюда и те, кто, поверив мошенникам, уезжает работать на отдаленные фермы и предприятия и лишается даже документов.
– Мы и теперь оказываем помощь землякам, которые в силу обстоятельств оказались в поле зрения правоохранительных органов, организуем для них юридическую и материальную помощь, – поясняет Абдуманноб Абдугаппарович. – Активное участие в поддержке земляков принимает опытный адвокат Феруза Садриева, которая долгие годы работала в органах внутренних дел Узбекистана, в адвокатуре. При этом автономия, в интересах своих членов, сотрудничает с правоохранительными органами Татарстана и оказывает посильную помощь в их работе.
Свое десятилетие отметил узбекский класс при многонациональной воскресной школе Ассамблеи народов РТ. Он был открыт для желающих изучать язык, традиции, историю и культуру Узбекистана, его работу возглавил опытный педагог Турсун Умаров, являющийся еще и нотариальным переводчиком в нашей республике.
Та добрая репутация, которую заработала за эти годы автономия, сродни камню, брошенному в воду: круги расходятся все шире. Вначале к казанским узбекам подтянулись Бугульма и Лениногорск, затем – Альметьевск, Набережные Челны и другие. А вот внутри этого большого сообщества есть отдельные группы, которых объединяет место проживания. Ферганским проще собрать своих, бухарским – тех, кто родом из этих краев, и так далее. Так что если кинет клич руководитель автономии, собрать несколько тысяч человек на то или иное мероприятие проблемой не будет.
В последние годы в татарстанскую НКА стали обращаться представители узбекских диаспор других регионов России с просьбой оказать им необходимую помощь для того, чтобы объединить соотечественников. Так появились региональные национально-культурные общества в Башкортостане, Марий Эл, Чувашии, Ульяновской области. Связи, которые налажены с ними, позволяют сегодня говорить о том, что рамки автономии узбеков Татарстана уже переросли республиканские и вышли на уровень федерального округа.
Деятельна и молодежь. Созданный при автономии Союз студентов и аспирантов – выходцев из Узбекистана, который возглавляет студент Казанского медуниверситета Тимур Кадыров, становится инициатором многих добрых начинаний, активно участвуя в общественной жизни столицы.
Оставляя тепло в душе каждого
Во время официального визита посла Узбекистана в Казань в апреле 2002 года руководством Татарстана было принято решение об открытии в столице республики торгового дома “Узбекистан”, работу которого возглавил Абдуманноб Абдусаттаров. Здание было выделено, сейчас в бывшем доме купцов Апанаевых на улице Московской продолжается реконструкция. Она уже признана одной из самых удачных работ по восстановлению исторических зданий. Одновременно благоустраивается и отведенная территория.
– Знаете, мой мудрый отец не устает повторять мне: “Держи ладонь открытой, сынок. Сколько бы ты ни заработал, всегда делись с тем, кто нуждается в помощи. С собой в мир иной ты ничего не унесешь, а здесь можешь оставить добрую память о себе”. Для меня эти слова – руководство к действию, так же, как и для моих соратников, – говорит председатель автономии. – Только помогая ближнему, ты можешь идти дальше.
Девять лет назад НКА взяла шефство над школой-интернатом №7 Кировского района Казани. Каждый год для его учащихся проводятся новогодние утренники, к ним автономия узбеков готовит подарки и для детей, и для педагогического коллектива. Это видеокамеры, телевизоры, принтер, ксерокс и многое другое. Такое же внимание уделяется и детскому дому Кировского района. Не остались без внимания ветераны войны и труда, инвалиды, дети из малоимущих семей Вахитовского района.
Благотворительные обеды для престарелых граждан, утренники для детей, яркие и красочные уз-бекские праздники для горожан уже стали привычными в нашей республике. Редкий Науруз-байрам проходит без знаменитых канатоходцев, ансамбля карнаистов автономии, сладкого угощения “сумаляк” и настоящего плова. Событиями культурной жизни столицы республики стали концерты народной артистки Узбекистана Юлдуз Усмановой, ансамбля “Ялла”, который не раз посещал Татарстан при содействии НКА.
Своеобразным культурным центром, где проходит немало мероприятий, стал ресторан “Узбекистан”, что на улице Московской. Его интерьер впечатляет: на стенах воспроизведены картины знаменитого художника-татарина Чингиза Ахмарова, вся жизнь которого была посвящена Узбекистану.
…Добрых дел, оставляющих тепло в душе каждого, кто соприкасается с узбекским миром Татарстана, на счету национально-культурной автономии немало. Но, как уверяет ее руководитель, сделать предстоит еще больше.