Сарманово преподносит сюрпризы

Горный парк должен быть создан в Сарманове.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Горный парк должен быть создан в Сарманове. Об этом говорили известные ученые-спелеологи на недавно прошедшей в Набережных Челнах международной научно-практической конференции “Спелеология и спелестология: развитие и взаимодействие наук”, в рамках которой было запланировано посещение ряда руковотворных объектов.

Дело в том, что на территории Сармановского района расположен по-своему уникальный медный рудник, возраст которого точно не могут определить даже специалисты.

– Очень интересны сама структура рудника, его форма, природная среда, что окружает этот объект, – говорит профессор Туринского университета (Италия) Ивон Джовани. – Я уже сорок лет занимаюсь спелеологией, но то, что увидел в Сарманове, меня впечатлило более всего. Посещение этого рудника может стать частью весьма привлекательного тура. Это не просто любопытное место, оно весьма насыщено исторической информацией и может быть представлено более красочно, чем иные мировые туры. Здесь так и просится создание туристического коммерческого комплекса, который мог бы помочь окунуться в ту атмосферу, в какой жили люди далеких эпох, проследить развитие горнорудной промышленности.

Как отметил генеральный директор Татарского геолого-разведочного управления Накип Гатиятуллин, документальных свидетельств об истории добычи меди в Сарманове сохранилось крайне мало. Известный путешественник, географ, этнограф Николай Рычков (1746-1784) в своих путевых заметках об одном из этих рудников писал следующее: “…находился в вершине реки Мензеля и назывался Ахметьевской, по имени деревни, близ его находящейся.”

Из того же источника известно, что указанный Ахметьевский рудник был приписан к Сарайлинскому медеплавильному заводу, одному из старейших в Прикамье. Начало восстановления и работы Сарайлинского завода было положено размещенными здесь с 1711 года пленными шведами. К этому времени, вероятно, относится и активное возобновление разработки медных месторождений как вокруг завода, так и на луговой части Камы, и в частности вдоль реки Мензеля. Однако затраты на перевозку и переправу руды через Каму делали ее добычу нерентабельной.

Сегодня в окрестностях Сарманова выделяется пять основных участков, где отмечены следы подземной добычи меди. В исторических документах говорится и о том, что в шахтах рудника, расположенных недалеко от родника под названием “Кара-каршы чишма” (“участок Сарман-1”), некоторое время после восстания могли жить пугачевцы. Отдельные источники указывают, что здесь еще в XI-XII веках были шахты и сюда в поисках меди добирались даже монголы.

– Таких памятных мест в России немного. Поэтому медный рудник, как и Свияжск с Болгаром, должен быть включен в число исторических памятников, – считает Накип Гатиятуллин. – Заслуживает внимания и то, что в центре “зала” медного рудника находится озеро, вода которого признана отвечающей самому высокому качеству даже по европейским стандартам.

И сегодня рудник преподносит немало сюрпризов. В его многочисленных ответвлениях находят предметы, имеющие историческую ценность. Экс-президент Ассоциации уральских спелеологов Семен Баранов из Челябинска обнаружил здесь несколько старинных стеклянных предметов. По его мнению, это место могло бы стать заповедником даже только потому, что здесь обитает сразу несколько видов летучих мышей, которые занесены в Красную книгу.

– Мы обязаны беречь, охранять такие места, чтобы они как можно лучше сохранились для наших потомков, – говорит ученый. – В руднике обитают редкие, мало встречающиеся в Татарстане летучие мыши – бурый ушан и северный кожан, есть и редчайшие остромордые лягушки.

Заместитель директора естественно-научного института Пермского государственного университета Николай Максимович убежден, что Сармановский рудник стоит в особом ряду.

– Во-первых, это – история, которую надо знать, – говорит

он. – Ведь до сих пор точно неизвестно, когда и кто начал его разрабатывать. Любопытен он и с геологической точки зрения. Мы входим в эту пещеру и воочию можем увидеть, как устроена земля, причем весь массив изнутри. Видно, какие породы здесь залегают, какие имеются скопления. Все-таки тут мы отмечаем пермский период, а это возраст в 250 миллионов лет. Для геологов это очень ценный материал. Да и туристов этот объект обязательно привлечет. Надо расширить вход, сделать экскурсионную часть, позаботиться об освещении, безопасности. У вас здесь развита дорожная сеть, асфальт подходит фактически к пещере. Если Остап Бендер даже на провале делал деньги, то здесь сам бог велел сармановцам зарабатывать.

Главу Сармановского муниципального района Нафиса Закирова приезд столь внушительного по “звездности” десанта ученых-спелеологов еще раз убедил в правоте его давних устремлений – сделать медный рудник объектом, который может послужить району. Тем более что в разговоре с ним вице-президент Европейского союза спелеологов Алексей Жалов из Болгарии высоко ценил возможности рудника: “Это место заслуживает внимания как в спелеологическом, так и историческом и экономическом отношении. Я бывал в разных странах, видел много рудников, но такой встретил впервые. Рудник мог бы служить музеем-заповедником”.

– И это очень важно, – подчеркивает набережночелнинский спелеолог, кандидат исторических наук Алексей Гунько, которого Нафис Закиров называет открывателем рудника. Хотя о нем знало не одно поколение сармановцев, но вот подробно исследовать и описать его первому довелось именно спелеологу из автограда. – Хочется, чтобы здесь был создан музей горного дела, мы можем собрать много материала по этой теме. В России, собственно, пока не имеется такого музея. Хотя из истории мы знаем, что как раз в Поволжье зарождались рудники, именно с Приуралья начиналась археология и геология.

По мнению Алексея Гунько, основная структура горного парка уже заложена. Дело за финан-сированием дальнейших работ. Здесь можно сделать модель литейного производства, приглашать школьников и студентов на экскурсии или даже занятия, чтобы они сами что-то пробовали сделать своими руками. Вокруг немало городов, а, в принципе, детям смотреть нечего. Здесь можно проводить время всей семьей. Инфраструктура же непременно разовьется, подтянутся предприниматели. В итоге объект может дать развитие всему Сарманову.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще