Те, кто оформлял загранпаспорт еще несколько лет назад, знают, чего это стоило: очередь занимали с раннего утра, раньше, чем солнышко вставало… Сегодня ситуация кардинально изменилась. Об этом рассказали журналистам на пресс-конференции в Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям заместитель начальника Управления УФМС РФ по РТ Ринат Фазылов и начальник отдела по предоставлению госуслуг в электронном виде Наталья Рыжикова.
С 1 апреля 2010 года граждане получили возможность подать заявление на оформление заграничного паспорта через портал государственных и муниципальных услуг по интернет-адресу
gosuslugi.ru. И некоторые татарстанцы уже воспользовались этой услугой, не снимая домашних тапочек. 838 обращений поступило в миграционную службу Татарстана именно в электронном виде.
Причем спектр услуг не ограничивается только оформлением общегражданского заграничного паспорта нового и старого образца. Это еще выдача, замена и учет паспорта гражданина России; регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания; выдача вида на жительство иностранным гражданам в РФ; выдача разрешений на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ; предоставление адресно-справочной информации.
Правда, пока львиная доля обращений через Интернет приходится именно на оформление загранпаспортов. Из 838 обращений 542 человека обратились за оформлением загранпаспорта нового поколения, 267 – за оформлением загранпаспорта старого образца. И только 17 заявлений касаются выдачи, замены и учета паспорта гражданина РФ, а 12 человек обратились за предоставлением адресно-справочной информации.
То есть большинство жителей республики все же пока отдают предпочтение традиционному методу оформления документов. А зря… Заявление на загранпаспорт, например, по словам Рината Фазылова, рассматривается в течение дня. И если вам “дали добро”, то потом придется только сходить в УФМС сфотографироваться, а после еще раз – чтобы получить готовенький документ. О сроках вам сообщат – нужно лишь заглянуть в личный кабинет в Интернете, где вы можете отследить прохождение вашего заявления.
Интересная деталь: практически половина обратившихся в миграционную службу через Интернет – люди от 20 до 30 лет. Остальные, очевидно, предпочитают томиться в очередях. Таких много. Как сказала Наталья Рыжикова, заявлений на оформление загранпаспорта в УФМС РФ по РТ в целом за десять месяцев этого года поступило в количестве более ста тысяч. То ли не доверяют новой форме услуг, то ли не имеют выхода в Интернет (что сомнительно).
Еще одна любопытная деталь: как сказал Ринат Фазылов, такая форма общения между сотрудниками службы и авторами “челобитных” в ее адрес исключает возможность прямого контакта, что можно рассматривать как эффективный способ борьбы с коррупцией, то бишь – со взятками. Думается, это еще один большой плюс предоставления государственных услуг в электронном виде.
Так что, если вы пользователь персонального компьютера, пусть даже “чайник”, – все равно можете экономить собственное время, силы, нервы, привнося при этом вклад в борьбу с коррупцией – из домашнего кресла, сидя перед монитором вашего компьютера. В прошлом об этом можно было только мечтать.