Сегодня в стране много говорится о модернизации и инновациях, проводятся на эти темы конференции с приглашением зарубежных ученых, экономистов и даже губернатора из США Арнольда Шварценеггера. Составляются программы и проекты, требующие для реализации немалых денег и сулящие отдачу не в скором будущем.
А между тем у нас, в Татарстане, есть, можно сказать, отрасль, где вопросами модернизации занимаются давно и успешно, правда, на детско-юношеском уровне. Имею в виду техническое творчество детей и молодежи, вернее – его остатки, чудом еще сохранившиеся, где есть достижения не только республиканского и российского, но и мирового (!) уровня.
За примерами далеко ходить не нужно: в прошлом году группа юных авиамоделистов под руководством тренеров-педагогов Вячеслава Титлова и Юрия Сергеева установила 11 рекордов Российской Федерации – их авиамодели показали лучшие в стране спортивные и технические результаты. Один из лучших в этой команде – студент КГТУ (КАИ) Станислав Черемисов, получивший к тому же золотую медаль на международном салоне промышленной собственности и патент на изобретение дистанционно-пилотируемого летательного аппарата для разбрасывания сыпучих грузов, например, удобрений над полями.
Нынче осенью тот же коллектив авиамоделистов с участием более юных конструкторов добился еще более замечательного результата – ими установлено 13 рекордов России! Причем 10 из них – на счету восьмиклассника казанской школы № 89 Андрея Сабадаша, и половина из них – “взрослые” рекорды, то есть для спортсменов старше 17 лет.
А открыл счет рекордной серии этого года Станислав Черемисов со своим помощником-механиком Виталием Аксановым, запустив 15 сентября в небо свою модернизированную радиоуправляемую модель самолета с поршневым двигателем, которая пролетела без малого 82 километра, установив новое всероссийское достижение дальности полета с возвращением на линию старта.
Этот полет, как и последующие, проходил над шоссе под Казанью: модель летела на высоте 50-100 метров, а “пилот”, тренеры и судьи сопровождали ее в открытом “уазике”, мчавшемся по шоссе. На следующий день примеру старших товарищей последовали Андрей Сабадаш и Тимур Шаймуллин – их радиоуправляемые электролеты (модель самолета с электродвигателем) с аккумуляторами пролетели 34,5 километра по прямой, что стало новым достижением в России для юношей. А еще через день упорный Андрей “летит” с этой моделью один на дальность с возвращением и показывает 16,4 километра, что является и взрослым, и юношеским рекордом. И таким образом, повторюсь, были установлены 13 рекордов, которые зафиксированы бригадой судей республиканской категории во главе с Юрием Поповым и направлены в Федерацию авиамодельного спорта России для утверждения.
На этом, казалось бы, можно поставить точку и удовлетворенно сказать: молодцы, мол, ребята, продолжайте в том же духе! Но удовлетворения нет, и вот почему. Этот пример работы с детьми и молодежью со всей наглядностью показывает большие возможности технического творчества, его потенциала, но погоды, к сожалению, сегодня не делает. Убежден, что таких коллективов должно быть куда больше, должна быть система со своей инфраструктурой в школах, внешкольных учреждениях, техникумах и институтах – система технического, научно-технического, спортивно-технического творчества детей, подростков, студентов. Именно в таком творчестве видится мне один из путей к модернизации нашей жизни, массовому переходу к инновациям.
Иные скептики снисходительно усмехнутся: мол, что же такого инновационно-модернизированного нашел автор в каких-то модельках-игрушках? И понапрасну! Современная спортивная модель самолета – это, поверьте, воплощение достижений последних технологий в авиации и электронике. Современный моделист – это достаточно высококлассный специалист, сочетающий в себе знания, умения и навыки токаря, столяра, механика, электронщика с инженерно-конструкторским мышлением. На Западе изделия наших мастеров-авиамоделистов берут нарасхват, потому что мы всегда первыми что-то придумываем, внедряем. За 4-5 лет обучения в секциях ребята превращаются в таких специалистов, которым доступны для понимания и освоения любая техника, любое серьезное дело.
Так почему же сегодня не создаются новые технические кружки и секции? Как говорят тренеры ребят, достижений могло бы быть гораздо больше, будь у них возможность поехать на крупные соревнования или конкурсы. Но все упирается в отсутствие финансирования. Непонятно и безразличие органов образования: на соревнования приходится ездить за свой счет (в прошлом году заслуженный тренер РТ Ильдус Султанов повез ребят на своей машине и занял второе место в России по судомодельному спорту, а если бы поехали полным составом, то могли бы стать чемпионами), моторчики и аппаратуру вынуждены покупать на свои кровные и скромные. Ладно, выручило Министерство по делам молодежи, спорту и туризму, выделив деньги, а ДОСААФ РТ организовывал поездки летом и осенью на тренировки и установления упомянутых рекордов.
Зачем же надо было закрывать Центр детско-юношеского технического творчества Ново-Савиновского района, где занимались эти ребята? Директора и педагога Юрия Сергеева сократили, несмотря на то, что он был награжден Федерацией авиамодельного спорта РФ за заслуги в развитии авиамоделизма в стране. Заслуженного тренера РТ Вячеслава Титлова перевели на полставки, заслуженного рационализатора РТ Ильгиза Юсупова уволили, заслуженный тренер РТ Ильдус Султанов умер: не выдержало сердце борьбы за сохранение данного центра…
Для справки: из 15 клубов станций юных техников, существовавших некогда в Казани, сегодня остались только два, да и те к техническому творчеству имеют мало отношения, поскольку учат в них больше танцам с плясками, нежели моделированию…
И все же вопреки невеселым реалиям хочется верить, что рассеется мрак нынешнего непонимания роли технического творчества для детей и молодежи, вызванного сугубо коммерческо-рыночным подходом ко всему и вся.