Его рабочий день начинается с трезвона телефона, а заканчивается звуками собственного голоса, раздающегося из динамиков в украшенном зале. Дмитрий – профессиональный ведущий всевозможных праздников, свадеб и вечеринок. Однако “праздничной” свою работу он назвать никак не может.
В обществе бытует мнение, что профессия ведущего, или тамады, не что иное, как возможность делать деньги из ничего. Казалось бы, говорить весь вечер, шутить и балагурить это ведь не мешки с песком разгружать или производить многочисленные математические расчеты. Был бы язык хорошо подвешен, да чувство юмора не подводило. Дмитрий с таким мнением категорически не согласен и за пять с лишним лет своей работы не единожды убедился в серьезности и сложности своей профессии.
Все дело в интонации
Старт карьере ведущего, как это часто бывает, дал случай. Дмитрий окончил театральное училище в надежде связать свою жизнь со сценой. Попытал счастья в Москве, но актерская профессия там не сложилась, а зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью, как-то нужно было. Прожив какое-то время в столице, он решил вернуться в Казань. Здесь парень долго искал работу, и удача улыбнулась ему на одной из вечеринок, где в компании друзей он, как обычно, был главным заводилой и при этом не только сам развлекался, но и по привычке развлекал людей. Вообще Дмитрий признался, что он всегда был по характеру весельчаком и балагуром, который оказывается в центре внимания и может по-доброму пошутить над окружающими и самим собой. Так совпало, этот его непрофессиональный бенефис заметил человек, долгое время вращавшийся в сфере шоу-бизнеса, и предложил поработать ведущим.
Первые свои мероприятия парень запомнил надолго. Перед каждым своим выходом он волновался так, что ноги казались ватными и руки тряслись, несмотря на то, что на сцену до этого ему приходилось выходить много раз. По его словам, самый большой страх заключался в том, что, в отличие от сцены, где актер предстает перед зрителями в том или ином образе, на вечеринках тамада появляется перед собравшимися самим собой, потому что нет возможности спрятаться под маской Деда Мороза, лешего или героя-любовника и говорить выученный текст. Приходится импровизировать, подстраиваться под всеобщее настроение, следить за реакцией людей и, исходя из этого, корректировать свою программу.
Сейчас благодаря многолетним наработкам выступать перед праздничной аудиторией для Дмитрия намного легче, и все же и по сей день, заходя в зал, он немного волнуется. “Конечно, меня можно ночью разбудить, и я проснусь со словами “добрый вечер, дорогие друзья”, – говорит он, – а вот как там дальше пойдет дело, никогда не знаешь”.
За время работы ведущим Дмитрий заметил для себя большую разницу между праздниками, где гости сидят за столами и параллельно общаются друг с другом, и мероприятиями, на которых люди находятся в зале перед сценой. В первом случае публика обращает внимание на тамаду только в начале вечера, а затем воспринимает его как некий фон вроде радио. И совсем другое дело, когда все внимание сидящих приковано к ведущему, говорящему со сцены.
Однажды был случай, когда Дмитрий самоуверенно согласился попробовать себя в роли конферансье и вести первый сольный концерт молодой певицы в Доме культуры. “Это было просто страшным сном для меня, – вспоминает он, – потому что я-то думал, что к тому моменту стал уже профессиональным ведущим, но, когда вышел на сцену в ужасно неудобном фраке и рубашке, которую пришлось ушивать на спине, чтобы не болталась, у меня было чувство, что я не смогу произнести ни слова”. Он отчетливо помнит тот темный зал, силуэты людей, сидящих в первых рядах, и ощущение того, что не двести – триста пар глаз устремлены на него, а несколько десятков тысяч, и все эти люди ловят каждое его слово.
В итоге свою речь Дмитрий произносил, как ему показалось, с совершенно неправильной интонацией. В конце вечера он несколько раз извинялся перед певицей, но на удивление услышал в ответ, что все прошло очень хорошо. “Я по своей сути являюсь очень самокритичным человеком, – добавил он, – и, невзирая на то, что никаких оговорок или неприлично длинных пауз в моей речи не случилось, наедине с самим собой все-таки признаю, что нужно было вести себя несколько иначе, говорить с другой интонацией, а она в нашем деле играет большую роль”.
Праздничные “халтурщики”
После того случая Дмитрий окончательно решил больше не экспериментировать со своим амплуа и работать в роли ведущего праздничных банкетов, то есть там, где есть непосредственное живое общение с людьми. При этом он категорически отказывается от мероприятий, в которых требуется произнесение пафосных речей и застывшее выражение лица с вежливой улыбкой. Наш герой в шутку называет себя простым тамадушником, которому ближе всего дружественная теплая обстановка, веселые раскрепощенные люди и смех от всего сердца. Хотя слово “тамада” Дмитрию все же не по душе. Сам он называет себя ведущим, который как бы берет человека за руку и ведет его в течение всего вечера, чтобы тот чувствовал себя веселым и довольным жизнью.
Дмитрий всегда старается выстроить со своими заказчиками добродушные доверительные отношения, потому что, по его мнению, ведущего, который на вечер только ради денег надевает на себя маску добряка и балагура, а в обычной жизни является совершенно иным человеком, публика на подсознательном уровне не принимает. “А я в жизни точно такой же, как и на работе, – поясняет он, – и поэтому, когда будущие заказчики просят принести с собой сценарии, заготовки, видеоматериалы, я им просто отвечаю, что, когда они придут на встречу со мной, поговорят, увидят, что из себя представляю, они сразу поймут, подхожу я им или нет, потому что на своем празднике эти люди увидят точно такого же человека, который в данную минуту пьет с ними чай и мило беседует”.
С недоверием и сомнениями заказчиков по этому поводу Дмитрию приходилось сталкиваться не один раз. Очень часто к нему обращаются люди, чей праздник был испорчен любителями пускать пыль в глаза и надевать маски весельчаков. Однажды ему позвонила женщина, которой тамада на встрече демонстрировал свои заготовки, показывал специально принесенные видеофайлы, сыпал красивыми словами и уверениями в том, что каждая его программа тщательно продумана, и в итоге провалил вечер.
По мнению Дмитрия, наперед полностью продумать сценарий праздника просто невозможно, потому что никогда заранее не бывает известно, какая соберется публика в зале и как она будет реагировать на те или иные шутки. “Один и тот же конкурс разные люди могут воспринять по-разному, поэтому прежде чем его провести, я сначала изучаю аудиторию, налаживаю с ней контакт, нахожу общий язык и только потом принимаю решение, – поясняет он. – Моя задача выложиться на сто процентов, чтобы гостям праздника было хорошо в данный момент, сейчас, а не потом, когда они будут сытые и пьяные. Для этого я пытаюсь угадать, какие слова могут вызвать у них улыбку, какие шутки насмешить и какие конкурсы заинтересовать – а это практически чистая импровизация”. Поэтому на своей работе Дмитрий ведет себя не как сотрудник, четко отрабатывающий полученные деньги, а просто как самый веселый человек на празднике и добрый приятель.
Те же ведущие, которые заказчику заранее все расписывают буквально по минутам, да еще и демонстрируют в подтверждение своих слов фотографии и видео того, как это будет выглядеть, скорее всего, по его мнению, лукавят и надувают мыльный пузырь с целью получить заказ. За время работы в “праздничной” сфере Дмитрий много раз сталкивался с так называемыми халтурщиками, которые используют одни и те же отработанные речевки, скачанные из Интернета, и подсмотренные где-то конкурсы и сценарии. Одним словом, это как раз те самые любители быстрых и непыльных денег, благодаря которым в обществе и складывается нелицеприятное мнение о том, что в профессию ведущего приходят халявщики.
Сбежавшая невеста
Дмитрий относится к своей работе со всей серьезностью. Принимая заказ на ведение праздничного вечера, он полностью берет на себя его организацию. При этом, как чаще всего происходит, ответственность за все нестыковки или недоразумения ложится именно на его плечи. И если кто-то ошибочно думает, что каждый раз ведущему достаточно знать лишь имена жениха и невесты или именинника и иметь на руках список гостей, тот глубоко ошибается. По словам нашего героя, настоящий тамада должен быть в курсе всего происходящего и иметь ответы даже на такие вопросы, как “а где здесь туалет?”, “как открыть это окно, потому что душно?” или “когда же все-таки принесут горячее?”.
Кроме того, ведущий должен быть готов к самому неожиданному развитию событий на вечере. На памяти Дмитрия случай, когда молодая невеста, поссорившись во время застолья с женихом, просто взяла и сбежала со свадьбы, которая, к слову сказать, проходила в загородном коттедже. Жених, опомнившись и пожалев десять раз о сказанном, кинулся вслед за ней. В конечном счете, молодые, скитаясь где-то по проселочным дорогам, отсутствовали на торжестве практически три часа, в течение которых многие гости даже и не догадывались о произошедшем скандале.
“Вы можете себе представить – несколько часов вести торжество без самих его виновников? – вопрошает Дмитрий. – В такие моменты кажется, что время тянется бесконечно долго, при том, что нет возможности давать гостям слово для поздравления, потому что чествовать-то некого, а праздник для них в любом случае должен продолжаться или, как поется в песне группы “Queen”, “show must go on”. Дмитрий в тот день работал на пределе своих возможностей, и, когда помирившаяся парочка наконец вернулась к своим гостям, он представил ее исчезновение, как заранее спланированную ситуацию с традиционным похищением невесты, из которой жених вышел с достоинством.
Случаются в работе тамады и более неприятные ситуации, из которых приходится выходить так, чтобы не бросить тень на свою репутацию. Одна из них случилась с Дмитрием на корпоративе, где все гости праздника веселились и развлекались, а одна женщина долгое время сидела совершенно без настроения и даже ни разу не улыбнулась. Чтобы как-то развеселить хмурую даму, ведущий решил уделить ей внимание, поскольку это всегда располагает людей к общению и веселью. Проходя мимо нее, Дмитрий поинтересовался, почему же она такая грустная, на что дама громко в микрофон на весь зал сообщила, что ее от него просто тошнит.
Дмитрий, собрав всю волю в кулак, на такую реплику отшутился, а затем всю музыкальную паузу лихорадочно соображал, как достойно выйти из ситуации, сохранив при этом свою репутацию и не навредив остальным гостям, настроенным на хорошее времяпрепровождение. Такая возможность представилась ему в разгар конкурса с подарками. Когда все призы были выданы победителям, выяснилось, что в арсенале тамады осталась только мухобойка. Объявив на весь зал ее специальным и самым необходимым подарком для хмурой леди, он подошел к ее столу и, повернувшись к гостье задом, сказал, что если она до сих пор считает его неприятным и плохим ведущим, то он согласен понести свое наказание. Веселая импровизированная порка проходила под всеобщие аплодисменты и смех сидящих в зале, в том числе и самой обладательницы мухобойки.
Стандартное рабочее время на празднике для ведущего составляет шесть часов, поэтому домой с таких мероприятий Дмитрий возвращается поздно ночью и совершенно без сил. “Я каждый раз объясняю людям, что такая работа не из легких, – рассказывает он, – все время, пока в моих руках микрофон, мне приходится быть в напряжении, держать всю ситуацию под присмотром, следить, чтобы гости были веселы, но при этом не напаивать их до полусмерти и самому ни в коем случае не пить и контролировать происходящее веселье, чтобы, не дай бог, гости не пострадали во время моих конкурсов”. По его мнению, даже к самому шутливому мероприятию настоящий профессионал должен подходить со всей серьезностью.