Завтра страна отметит День работника налоговых органов РФ. Ровно 20 лет сотрудники этого ведомства работают в новых экономических условиях, наполняя государственную казну средствами, которые идут, в том числе, на зарплаты военным и бюджетникам, пенсии, содержание школ, больниц, детских садов и другие неотложные нужды. О работе Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан мы говорим с его главой, государственным советником РФ 3-го класса Маратом Сафиуллиным (на снимке).
– Марат Адипович, как на примере Татарстана ваша служба изменилась за прошедшие 20 лет? Что было в начале ее становления и что эта структура представляет из себя сейчас?
– Перемены произошли колоссальные, их можно сравнить с изменениями в целом в нашей стране. Первый этап становления налоговых органов включал создание материальной, информационной базы, формирование коллективов, способных решать поставленные задачи. Затем наступил этап принятия и наработки практики применения первых законов (о налоге на прибыль, НДС), совершенствования налогового законодательства. Принятие основного нашего закона – Налогового кодекса – в основном завершило реформу.
В последующем претерпела изменения сама налоговая служба страны, выделившись в 1991 году из Минфина РФ в самостоятельную структуру. В 2004 году была завершена ее модернизация, тогда в республике произошло укрупнение инспекций (вместо 60 их стало 22). Все они перешли на работу, построенную по функциональному принципу.
Сегодня налоговая служба представляет собой централизованную систему, имеющую
мощную материальную и информационную базу. Мы работаем в едином информационном пространстве с возможностью удаленного доступа к своим базам данных. Широко внедрен электронный документооборот, 74 процента налогоплательщиков-организаций сдают отчетность в электронном виде по каналам связи и получают информационные услуги от налоговых органов.
Считаю, что у нас хорошо сформирован кадровый состав инспекций. Его основу составляют высокопрофессиональные специалисты, ответственные и неравнодушные люди. Сегодня в налоговых органах республики работает более четырех тысяч человек, из них десять имеют ученые степени, шестеро награждены государственными наградами Российской Федерации.
– Экономическая жизнь в стране развивается активно. Успевает ли законодательная база, касающаяся вопросов налогообложения, за этим развитием или, на ваш взгляд, на каких-то участках правового поля законодатель пока недорабатывает?
– Действительно, несмотря на сложившуюся налоговую систему, экономическая ситуация в стране и в мире может меняться. Это, несомненно, требует поправок и в законы. Налоговое законодательство – это не догма. Оно развивается и в части упрощения для предпринимателей, и в части исправления неточностей в формулировках, в результате чего налоговые органы и налогоплательщики различно трактуют законы.
– Каким субъектам экономики ваша структура уделяет первостепенное внимание?
– Естественно, в первую очередь нас интересует крупный бизнес, поскольку недостаточный контроль со стороны налоговых органов грозит большими потерями для бюджета. В отношении подобных организаций осуществляется постоянный анализ финансово-хозяйственной деятельности и ее экономических результатов. Отслеживается влияние различных изменений в договорах, статьях затрат на предмет возможных налоговых правонарушений, ведется прогноз ожидаемых поступлений.
– Экономисты разных стран ведут постоянный спор о том, насколько оптимальна налоговая нагрузка на бизнес. Как вам кажется, какова она сейчас в нашей стране, насколько стимулирует желание бизнеса работать и зарабатывать?
– В России щадящая налоговая система. У нас самая низкая ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – 13 процентов. В Европе она колеблется от 25 до 60, в США и Канаде – от 35 до 45 процентов. Причем во многих странах эти ставки дифференцированы в зависимости от суммы дохода.
Размер ставки во многом зависит от ментальности и уровня налоговой грамотности населения. Если у нас повысить ставку до 15 процентов, то говорить о росте поступления налога на доходы физических лиц не придется. Многие организации предпримут попытки скрыть реальные доходы. Опыт показывает, что когда семь лет назад была понижена ставка налога на доходы физических лиц, то поступления налога выросли. Повышение размера ставки – вопрос дискуссионный. Но абсолютно точно одно: у человека, который получает миллион и более долларов в год, должна быть значительно выше социальная ответственность.
– Какие виды налоговых преступлений наиболее распространены в нашей республике?
– Эффективность работы налоговых органов измеряется прежде всего качеством контроля за соблюдением налогового законодательства. Анализ показывает, что нарушения делятся в основном на два вида. Первый – это так называемые “технические” ошибки, например, неправомерное отнесение расходов на затраты, неправильное применение правил амортизации и т. д. Таких ошибок становится все меньше. Второй вид – это нарушения законодательства на основе применения организованных схем минимизации налогов. Схемы эти известны: хозяйствующий субъект выводит через “обнальные” фирмы свои средства в наличный оборот и, выдавая зарплату в конвертах, обходит уплату НДФЛ. Наиболее часто этим грешат организации строительной отрасли, торговли, сферы услуг. Такие факты мы отслеживаем. К этому добавляется наша работа по выявлению фирм-однодневок, используемых в схемах.
Одна из важнейших наших задач – ставить заслон выводу денежных средств в нелегальный оборот и сужению налогооблагаемой базы. Но вместе с тем цель налоговых органов – не наказывать, а предупреждать возможные правонарушения. Сегодня утвержденные критерии риска позволяют бизнесу осуществлять самоконтроль за соблюдением налогового законодательства, не попадать в зону правонарушений и, как следствие, избегать контроля налоговых органов. Только в прошлом году по итогам контрольных мероприятий нашему ведомству удалось дополнительно привлечь в бюджет свыше 8 млрд. рублей. При этом для документальных проверок было отобрано лишь 1,5 процента от общего числа налогоплательщиков.
– Вы, наверное, помните волну изобличения “оборотней в погонах” – работников государственных служб, в том числе правоохранительной сферы, которые погрязли в коррупции и других преступлениях. А в ваших рядах были такие случаи?
– К сожалению, такие факты у нас в прошлом были. Эти люди уволены из ведомства. Вопросам исключения возможности коррупции в наших рядах уделяется большое внимание, причем работа эта ведется по разным направлениям. В нее входят и внедрение бесконтактных методов взаимодействия с налого-плательщиками, и профилактические беседы с сотрудниками. У нас в управлении работают телефоны доверия, по которым налогоплательщики могут позвонить и сообщить о неправомерных действиях или бездействии сотрудников инспекции, о вымогательстве взятки.
– Вам не кажется, что сравнительно невысокая зарплата ваших сотрудников, а, с другой стороны, их контакт со структурами, располагающими зачастую большим капиталом, в какой-то степени провоцируют коррупцию?
– В последнее время Федеральной налоговой службой много сделано по повышению заработной платы сотрудникам инспекций. В основном она не ниже средней по республике. Имеется система материального стимулирования работников, внесших весомый вклад в дело администрирования и сбора налогов. Сейчас на службу мы принимаем людей по конкурсу, учитываем личностные черты характера, в том числе склонность к коррупции. Результаты всех этих мер дают мне основания сказать, что основу наших сотрудников составляют честные, порядочные люди.
– Кого вам хотелось бы отметить как наиболее успешно справляющихся со своими обязанностями?
– В канун праздника хотел бы выразить благодарность всем коллегам за их профессионализм и преданность делу, ответственность и кропотливый труд. Много сотрудников и коллективов хотелось бы отметить. В первую очередь ветеранов службы, тех, кто стоял у истоков образования налоговых органов в республике: Ш.С. Бадамшина, Е.Н.Максимова, Г.В.Шацило, Л.А.Якунина, Р.Ш.Хайрова, М.Р.Шагиахметова, Н.Н.Ионычева, И.Г.Касимова, И.К. Давлетшина. И представителей молодого поколения – Г.Р.Хакимуллина, Р.Х.Мухаметшина, А.А.Путина, А.И.Байрамова, многих других.
Ежегодно мы подводим итоги работы среди наших налоговых инспекций. В этом году лучшей в республике признана Инспекция ФНС России по г.Набережные Челны, большая заслуга в этом ее руководителя Лили Назымовны Гатиной.
– Чего вы в связи с 20-летием службы пожелали бы своим коллегам?
– Желаю всем сотрудникам налоговых органов республики отличного настроения, крепкого здоровья, профессиональных успехов, дружбы и сплоченности в коллективах, оптимизма и веры в свои силы.