В Елабуге появилось памятное место, посвященное протоиерею Павлу Дернову. В 1918 году он был расстрелян вместе с тремя сыновьями за то, что прочел в городском соборе проповедь в защиту храмов. Ныне священник причислен православной церковью к лику святых.
Об истории этой семьи наша газета писала два года назад (“Жизнь, в которой есть все”, №212-213 от 23.10.2008), когда в Елабугу впервые приехала внучка Павла Дернова петербурженка Анна Филиппова. Тогда она говорила о своей главной цели – найти могилу деда и привести ее в порядок. Или хотя бы определить приблизительное место захоронения и установить памятник. “Совесть мучает меня за то, что этой могилы нет”, – говорила тогда женщина. До нее в Елабуге никто из потомков не был – просто не могли найти в себе силы, чтобы приехать сюда.
И вот теперь мечта осуществилась – на Троицком кладбище открыт и освящен памятник с именами Павла и его сыновей Бориса, Григория и Семена, которым было 20, 18 и 17 лет. Они стали не только первыми новомучениками Вятской земли (Елабуга в то время была в составе Вятской губернии), но и одними из первых российских новомучеников XX века.
Павел Дернов, потомственный священник, после окончания Казанской духовной академии был направлен в Елабугу. Здесь служил законоучителем женской гимназии, настоятелем Спасского собора, главного в городе. Рассказы характеризуют отца Павла как человека очень разностороннего. Он возглавлял Елабужское братство трезвости, устраивал столовую для бедных, интересовался своей родословной (по церковным книгам восстановил имена предков до шестого колена), занимался садоводством. А еще был гомеопатом-любителем и бесплатно лечил крестьян, пользовался авторитетом как врач.
В городе любили этого священника и доверяли ему. Поэтому, когда возникла необходимость донести до верующих знаменитое воззвание патриарха Тихона с анафемой тем, кто по рождению принадлежит к христианской церкви, но чинит кровавые расправы, эту обязанность возложили на Дернова. И он согласился, хотя понимал, насколько это опасный шаг. На следующий день о. Павла и мальчиков арестовали и вскоре расстреляли.
– Это был обычный священник, – рассказывает журналист из Кирова Артем Маркелов, автор книги о Дерновых. – Его судьба, по сравнению, например, с судьбой старшего брата, была достаточно заурядной – Александр Дернов входил в число влиятельнейших духовных лиц предреволюционной России, он был духовником особ императорской фамилии, членом Священного синода, настоятелем Санкт-Петербургского Петропавловского крепостного собора. А отец Павел всю жизнь служил в Елабуге. Но одно событие, которое произошло в 1918 году, показывает: не каждый может всю свою жизнь сделать подвигом…
То, что сегодня происходит, – продолжение очень важного, большого пути покаяния, считает генеральный директор Елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко.
– Корни – это очень важно, – говорит Анна Филиппова. – Вот я выросла без корней. Зато внучке теперь могу показать места, где жили когда-то ее предки. Я благодарна сотрудникам музея-заповедника за помощь в создании памятного места.