Нарушили ваши права? Не миритесь с этим

Публикация “Девять жизней залежалых продуктов” в № 187-188 “РТ”, в которой раскрывались секреты махинаций продавцов с просроченными продуктами питания, вызвала массу откликов наших читателей.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

Обману продавцов покупатель может противопоставить свою компетентность

Публикация “Девять жизней залежалых продуктов” в № 187-188 “РТ”, в которой раскрывались секреты махинаций продавцов с просроченными продуктами питания, вызвала массу откликов наших читателей. Поразительно то, что наряду с теми, кто благодарил нас за науку, были и возмущенные тем, что им открыли глаза. Вот что, например, пишет жительница Альметьевска Альбина Н.: “Что нам теперь, ничего в магазинах покупать нельзя? А что же мы есть будем? Зачем вы нам это рассказали?”

Действительно, недобросовестных торговых работников на сегодняшний день, увы, еще немало, и каждому из нас хотя бы однажды довелось купить в магазине некачественный или просроченный товар. Очень часто потребителей “нагревают” в небольших магазинах “шаговой доступности”, расположенных в основном в спальных районах – от проверяющих далековато, совесть может и вздремнуть. Да и не каждый, обнаружив дома недорогую просроченную покупку, станет возвращаться в магазин выяснять отношения.

Но отчаиваться и бросаться из крайности в крайность тоже не нужно. И пугаться тоже. Все в наших руках. Технологии обмана потребитель может противопоставить свою грамотность, настойчивость и дотошность.

Что же нужно знать, чтобы не нарваться на некачественный товар и тем самым избежать неприятностей и ненужных расходов? Об этом мы попросили рассказать человека, который вот уже много лет, и успешно, борется за права потребителей – заместителя начальника Казанского территориального органа Госалкогольинспекции Дину Майлову.

– Закон “О защите прав потребителей” гарантирует покупателю право на информацию и на выбор: выбирайте магазин, рынок, отдел, продавца и товар прежде всего по информации о них, – говорит она. – Магазин должен иметь вывеску с названием, принадлежностью, юридическим адресом, режимом работы. Если такой информации нет, то в такую торговую точку лучше не заходить – под безымянностью могут скрываться нарушения. Зайдя в магазин, нужно обратить внимание, имеется ли в нем уголок потребителя с адресами и телефонами контролирующих органов, правилами торговли. Доступна ли книга отзывов, есть ли контрольные весы, в порядке ли весовое хозяйство в целом.

Важно, чтобы каждый покупатель сам стал контролером своей покупки, при нарушении прав не проявляйте покорность и робость, не будьте застенчивы. Если кажется, что вас обвесили, проверяйте вес на контрольных весах. Обратите внимание на весы – они должны быть отрегулированы, то есть стрелке надлежит находиться на нуле. Нужно проверить гирю, поставив ее на весы, так как она может оказаться облегченной. При любом сомнении в качестве товаров вы вправе требовать документы об их происхождении и качестве (накладные, удостоверения качества, сертификаты соответствия). Продавец обязан вам их предъявить. Требуйте товарный и кассовый чеки, удостоверяющие покупку. В случае если, придя домой, обнаружите, что товар испорчен, с помощью чека сможете доказать, где и когда его купили. Помните, что продавец не имеет права брать плату за упаковку весового товара. Он не должен также взвешивать колбасные изделия вместе с неудаленными концами оболочки, шпагатом, клипсами, что особенно актуально для рынков, где весьма популярен скрытый обсчет. Обратите внимание – сыпучие товары, овощи, фрукты вам должны взвешивать в чистой и промаркированной таре, а при взвешивании гирю ставить на чашку весов после товара.

– Летом мы предпочитаем покупать продукты в стационарных магазинах, а с похолоданием – на рынках. Где лучше хранятся продукты?

– Скоропортящиеся продукты нужно покупать только на предприятиях, оснащенных холодильным оборудованием. Кстати, наличие в магазинах множества холодильников и морозильных камер – палка о двух концах. Если площади большие – это замечательно. А если это небольшой магазин, в котором предприимчивые продавцы стараются представить ассортимент супермаркетов, то невольно такие продукты, как майонез, консервы и прочие, соседствуют с морозильниками, которые, сохраняя “свои” продукты (пельмени, мороженое и т.п.), добросовестно греют своими агрегатами и без того жаркий магазинчик. Судите сами: если срок годности, допустим, майонеза 45 дней при температуре до 15 градусов, а в торговом зале все 20 и более, что же делать этому бедолаге, кроме как киснуть? А таких продуктов много – рыбные консервы, паштеты, например. А мы, убедившись, что товар не просроченный, опрометчиво покупаем его в таком магазинчике, и что еще грустнее – употребляем…

– Как выбирать быстрозамороженные полуфабрикаты хорошего качества?

 – Не стоит покупать пакет, в котором деформированный, слипшийся продукт, так как, по всей видимости, он подвергался разморозке, а значит, потерял качество. Температура хранения таких продуктов должна быть не выше минус 18°С. Необходимо проверить дату изготовления и срок годности, а также внимательно прочитать на маркировке состав продукта. Если указано, что в нем имеется растительный белок, не надейтесь получить стопроцентное мясо – оно будет вместе с соевым белком. Не покупайте продукты с земли, с безымянных, грязных прилавков, у случайных продавцов. Это не только опасно для здоровья, но и в том случае, если продукт окажется некачественным, деньги вам никто не вернет.

– Сейчас в целях экономии многие стали покупать продукты на оптовых рынках. Оправданно ли это?

– В деньгах такие покупатели, возможно, немного и выигрывают, но я бы посоветовала не отовариваться на оптовых складах. Дело в том, что складские помещения оптовых рынков зачастую предназначены именно для складирования и хранения продукции, но не приспособлены для розничной торговли. К сожалению, на них работают тоже не всегда безупречные продавцы: помимо нарушений температурного режима хранения продукции, при проверках обнаруживаются товарное соседство сырой и готовой к употреблению продукции, а также отсутствие условий для обработки инвентаря. Согласно требованиям к отпуску продтоваров сырое мясо, птица, свежемороженая рыба, яйца, овощи – словом, все, что требует кулинарной обработки, – необходимо реализовывать отдельно от колбас, копченостей и прочих изделий, готовых к употреблению. И подобные претензии – не прихоть проверяющих, а жизненная необходимость: сырое мясо, рыба и полуфабрикаты кишат всевозможными бактериями, обезвредить которые можно лишь в процессе термообработки. И если они красуются на одном прилавке с копченой курочкой или колбаской, обжаривать которые вряд ли кто-то удосужится, опасность инфицирования последних достаточно велика.

– На товарах есть (во всяком случае, должна быть) информация о них: кто и когда их произвел, каковы сроки годности, хранения и реализации, условия хранения. А как быть с продукцией магазинов “Кулинария”, кафе, ресторанов – как узнать, чем нас потчуют?

– Действительно, у потребителей возникают справедливые вопросы, на которые в заведениях общественного питания порой ответ им никто не дает: когда пожарены пирожок, рыбка, курочка или котлетка, сварены гарниры, сделаны манты и т.п. У продавцов ответ один – “только что из печки или с плиты”, и лишь самые совестливые порой отговорят от той или иной покупки. Сроков годности и состав изделий в готовых продуктах наглядно не увидишь.

Справедливости ради надо отметить, что на предприятиях общепита во время проверок выявляется гораздо меньше просроченных продуктов, нежели в магазинах. Общепит идет по безопасному для себя и потребителей пути: закупает продукты по минимуму – на один день обслуживания. Питаясь в ресторанах и кафе, откажитесь от употребления сомнительных на вид блюд и особенно блюд и продуктов с не-естественным или несвойственным им вкусом или запахом. Вы можете затребовать у персонала удостоверение о качестве на любой ингредиент, использованный при приготовлении блюд. Кулинарная продукция вне предприятий общественного питания – это такой же продукт, на который можно потребовать удостоверение качества. В этом документе как раз и содержится необходимая информация.

– В этом случае речь, как понимаем, о приличных заведениях. А как быть с киосками с фаст-фудом, пробегая мимо которых мы перехватываем сомнительную еду – гриль, чебуреки, шаурму, а потом и не вспомним, из-за чего вдруг стало дискомфортно желудку?

– Итоги проверок такого “быстрого” общепита показывают, что в отдельных случаях только по счастливой случайности никто из клиентов этих заведений серьезно не пострадал. Для пунктов питания характерно, как правило, безответственное отношение к работе с продуктами. Так что выводы можно делать самим. И помните, что доказать связь отравления с употреблением в пищу конкретного продукта можно, только имея заключение врача. Во избежание тяжелых последствий пищевых отравлений, а также для облегчения процесса эпидемиологического расследования следует при малейшем недомогании немедленно обратиться за медицинской помощью.

– Спасибо за полезную информацию.

 

Куда звонить, если купили  некачественный товар

Сотрудники Госалкогольинспекции советуют потребителям самим заботиться о себе: быть аккуратными в выборе товара, всегда внимательно изучать информацию на упаковках и сообщать в инспекцию об испорченных продовольственных товарах, которые предлагает торговля, а о фактах реализации просроченных товаров сообщать в инспекцию письменно или позвонив по телефонам “горячей линии”
в Казани 277-94-99 и 277-94-96.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще