На днях в актовом зале Банка Казани состоялась первая лекция Школы правовых знаний при Уполномоченном по правам человека РТ на тему “Жилищно-коммунальные услуги: вопросы и ответы”.
На роль учителей Сария Сабурская пригласила представителей управления соцразвития Кабинета Министров, Конституционного суда, Министерства труда, занятости и социальной защиты, Общественной палаты, правового управления Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, Государственной жилищной инспекции, комитета жилищно-коммунального хозяйства исполкома Казани, отдела тарифов и цен организаций коммунального комплекса Госкомитета и Татарстанского отделения Союза пенсионеров России.
Одним словом, актуальная тема первого занятия была обеспечена компетентной поддержкой специалистов в этой сфере общественной жизни. Но выступить удалось не всем. Не столько из-за временных рамок собрания, сколько потому, что гладкотекущего занятия не получилось. И это нормально и неудивительно: сфера ЖКХ остается одной из самых сложных отраслей. Непрозрачные тарифы, небезупречная законодательная база, сложности в создании ТСЖ, отсутствие конкуренции управляющих компаний – так, в Казани их 10 на 7 районов.
Сложные вопросы практики
Многие принесли на первое занятие не вопросы, а ответы. Публика в зале собралась, прямо скажем, зрелая и вполне подготовленная учить, а не учиться, знающая, как преломляется теория на практике. Желание высказаться понятно: ведь нерешенных проблем в сфере ЖКХ намного больше, чем улаженных. Одна из них, считает представитель Союза домовых комитетов Александр Дормидонтов, – менталитет российского гражданина:
– Он привык годами жить по принципу: зачем мне думать, у начальства голова большая, пусть оно и думает. Но времена изменились. Если мы раньше за услуги ЖКХ копейки платили, то сейчас тысячи рублей из своего кармана переплачиваем. По отоплению я за полчаса сделаю расчет по любому дому. Формула есть, не надо много ума – просто арифметика! Нужно брать среднесуточную температуру и фактическую стоимость калории. Но она завышена, и поэтому мы за отопление переплачиваем.
Александр Иванович, изучающий проблемы ЖКХ десятки лет, считает, что многие нарушения отпадут автоматически, если четкие технико-экономические обоснования норм потребления энергоресурсов и других видов услуг, а также их стоимость будут опубликованы в газетах, чтобы быть доступными для каждого человека, даже пожилого, не имеющего компьютер.
– В первую очередь надо уяснить, кто есть кто: хозяин – потребитель, все остальные в сфере ЖКХ его работники. ЖКХ существует ради населения и за счет населения.
Александр Дормидонтов обладает широкими практическими и теоретическими знаниями в сфере ЖКХ, слушать его одно удовольствие. Но в формат Школы правовых знаний он не вписался. Однако обнадеживает, что, как член республиканской межведомственной комиссии по обеспечению прав и законных интересов граждан при предоставлении ЖКУ под руководством первого заместителя Премьер-министра Равиля Муратова, он, по его словам, уже представил свои обоснованные расчеты по тарифам на услуги ЖКХ прокурору Казани.
Собственность: и право, и ответственность
Уполномоченная по правам человека Сария Сабурская многие вопросы, поднятые слушателями, взяла на контроль с целью дальнейшего изучения.
– В жилищно-коммунальной сфере сегодня осуществляется большой объем работы. Президент в еженедельном режиме проводит совещания по реформированию ЖКХ, но проблема, на мой взгляд, в том, что мы не доходим до каждого гражданина, – считает она. – Видимо, это настолько длинный путь, что люди просто кипят от тех проблем, которые существуют в жилищно-коммунальной сфере, что мы сегодня и наблюдали.
Делаем ремонт – казалось бы, такое благое дело, но при этом есть претензии к его качеству. Есть и вопрос переплаты за услуги. Нужно, чтобы все было прозрачно, чтобы каждый из нас мог открыть документ и просчитать, платит правильно или переплачивает. И десять управляющих компаний на такой город, как Казань, – это недостаточно. Должна быть конкуренция, а какая здесь конкуренция? Можно не прилагать никаких усилий для повышения качества, все равно деньги придут. Однако и жители должны знать свои обязанности. Сегодня один ветеран сказал: в нашем подъезде – кошмар. А кто его создает?
Заместитель председателя Общественной палаты РТ Татьяна Забегина считает:
– В нашей стране люди в одночасье стали собственниками жилья. Всем это понравилось. Но как управлять собственностью? Люди занимаются этим в рамках своей счет-фактуры, но не в масштабе республики, не говоря о незнании законодательства. В новую эпоху не приходят в одночасье. Люди не умеют объединяться в товарищества собственников жилья. Не умеют договориться по многим вопросам в своем подъезде. Пример. Жаркое лето, выхожу поливать рябинки. Никто не поддержал. А рябинки-то общие! Люди чувствуют себя собственниками только своей квартиры.
Да, среди сегодняшних слушателей были подготовленные в конкретных и важных для каждого делах, и я для себя сделала выводы, над чем еще надо работать. Например, сегодня упоминалось о разнице тарифов “Татэнерго” и “Казэнерго”. Об этом говорили на протяжении последнего года и продолжаем теперь говорить. Значит, настало время это как-то решать, теперь уже совместно, заключила Татьяна Забегина.
Заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Ирэк Шайдуллин поддержал:
– Мероприятие проведено нужное. Однако пришли люди в основном преклонного возраста. А есть ли у нас для подрастающего поколения программа по вопросам ЖКХ? Необходимо, чтоб с детства воспитывалось чувство, что собственность – это не только квартира, но и то, что за дверью – скамейки, детские площадки. Порой сделают ремонт в подъезде, а через неделю все исписано, детские площадки сломаны, скамейки перевернуты… Моя оценка по первому занятию: поднятые вопросы были столь сложные, что требуют отдельного рассмотрения. А цель была – населению, которое не знает законы, регулирующие отношения в системе ЖКХ, дать знания, чтоб научить их отстаивать права не голословно. Считаю один вопрос особенно важным: если мы хотим, чтобы качество услуг изменилось в лучшую сторону, у собственника должен быть выбор управляющей компании. А сегодня мы даже не можем провести открытые конкурсы по выбору управляющей компании, как того требует закон. Если произойдет разукрупнение и увеличение количества компаний, это приведет к повышению качества ЖКУ. Система ЖКХ такая сложная, что в одночасье ее не изменить. Как представитель инспекции я бы с чего начал? С создания конкуренции в управлении много-квартирными домами.
Нормативы и тарифы – тут вопросов еще больше. Необходимо, чтобы сами люди проявляли активность. Пока менталитет такой, что кто-то за них должен эту работу делать. В законах все расписано. Если услуга оказана некачественно – актируй, предъявляй претензии. Никто пока не лишил людей права провести независимый аудит обоснованности тарифов. Конечно, это стоит денег, но это того стоит!
Будем учиться?
Не правда ли, дельные слова?
Другое дело, что в ходе занятия Школы правовых знаний не все смогли по-настоящему услышать друг друга. Об этом высказывание Игоря Филиппова:
– Те, кто организовал собрание, предлагали нам заняться уроком чистописания, рисовать палочки, а народ пришел поживший и кое-что знающий и настрадавшийся. Организаторы собрания не были готовы к такому. Я идеалист – шел ознакомить их с проблемами. Но увидел, что представители министерств и ведомств сюда пришли не для того, чтоб знакомиться с проблемами, а объяснить, как надо палочки писать…
Думается, такое непонимание возникло оттого, что мы еще не умеем работать без шума, крика и взаимных претензий. И этому тоже надо учиться. Институт, созданный при Уполномоченном по правам человека РТ, может сыграть свою положительную роль в этом вопросе. Права Сария Сабурская:
– По-разному можно было себя вести, обсуждая те же вопросы. Культура общения должна быть. Школа – это не митинг, не собрание, это занятие. Мы открыто идем к населению, чтоб донести права, возможности решения сложных вопросов нашей жизни. Ведь многие из поднятых сегодня вопросов уже регламентированы в законе. Мы еще раз проанализируем все вопросы, которые задавали. У нас есть право законодательной инициативы как один из путей решения проблем. И есть комиссия под председательством Равиля Муратова по проблемам ЖКХ. Мы доведем до его сведения итоги занятия. Напишем свое обращение и мэру Ильсуру Метшину. С людьми надо встречаться. В каждом районе есть отдел ЖКУ, представители которого призваны выслушивать людей и принимать меры по беспокоящим наших сограждан вопросам.
Заместитель председателя Конституционного суда РТ Раиса Сахиева подытожила:
– Я хотела бы поддержать институт Уполномоченного по правам человека в открытии Школы правовых знаний. Это важно, об этом говорит Президент РФ Медведев, об этом издан указ Президента нашей республики “О повышении юридической грамотности населения” и даны поручения органам государственной власти содействовать в оказании бесплатных правовых услуг и повышении правовых знаний населения. Первое занятие показало, что народ нуждается именно в правовом просвещении и образовании.