“Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!” – поучал московского буфетчика персонаж булгаковского романа “Мастер и Маргарита” Воланд. Похоже, ошибался классик: “не первая свежесть” – это, бесспорно, тухлятина, которую нельзя есть. Но ее можно превратить во вторую, в третью и даже в четвертую “свежесть”, а это уже классика сегодняшней торговли.
Об этом шла речь на пресс-конференции, посвященной подведению итогов летней акции “Срок НЕгодности”, организованной Госалкогольинспекцией РТ. Приведенные на ней цифры и факты впереди, а пока заглянем в торговое закулисье…
По ночам все делают это
Некоторое время сын-студент подрабатывал в одном из супермаркетов Казани. После этого ни в одном магазине не покупает продукты, предварительно не осмотрев их, не прочитав все надписи, не попытавшись отколупать наклейку с ценой в поиске заклеенной информации о сроке годности. Откуда такая придирчивость у совсем еще молодого человека?
Оказывается, одной из его должностных обязанностей как продавца, работающего в ночную смену, было “освежение” просроченного товара. Руководство супермаркета, конечно, не имело злого умысла непременно отравить покупателей испорченными продуктами. Просто нереализованная продукция – это нежелательные убытки. Персоналу тоже нет резона возмущаться не оговоренной в трудовых контрактах работой. Ведь иначе потери удержат из его зарплаты. Вот и стараются продавцы по ночам, дают продуктам “новую жизнь”, переводят вторую, а то и третью свежесть в первую.
Есть бумажная технология: срок годности продукта заклеивают штрих-кодом, наклеивают на упаковку новый ценник поверх старого, перебивают даты, специальным химраствором смывают с пластмассовой тары краску и “рисуют” новые данные… Есть перефасовка продуктов местного производства – колбас, сыров, копченостей, солений, упакованных в полиэтиленовую пленку. Застарелой вареной колбасе легко придать свежий розовый цвет, если протрешь специальной жидкостью.
“Благодарный” продукт, с огромным “запасом прочности” – копченая колбаса. Она подобна той кошке, которая имеет девять жизней. Если засалилась, покрылась белым налетом, ее достаточно хорошенько промыть горячей водой и натереть подсолнечным маслом – заблестит, как новенькая! Все равно не продалась – можно сделать из нее нарезку, она раскупается ночными покупателями, которым нужна “быстрая” закуска. С сыров соскабливают плесень, копчености тщательно “вынюхивают”, и если запах не роняет в обморок, возвращают им товарный вид и фасуют в новую упаковку.
Реанимированные сыры, колбасы, крабовые палочки, кальмары и майонез с истекшим сроком годности пускают на изготовление салатов. Готовые салаты в пластиковых упаковках вскрываются через сутки лежания на прилавке, исследуются (“сунул палец, помешал, понюхал”) и если они еще “ого-го”, их переупаковывают, проставляют новую дату фасовки и опять – на витрину. Сколько времени лежат на прилавках эти салаты, сколько “ночных смен” переживают – порой даже самим продавцам неизвестно. И только если салат подкис до неприличия – его списывают.
Так же просто продлевается срок годности сырых продуктов – кур, печени, рыбы и т.д. Их отмачивают в емкостях с водой, промывают, подбривают-подстригают подозрительные места и отправляют в новое плавание. В общем, все, что упаковано, может переупаковаться и “освежиться” в самом магазине.
Об этих хитростях прекрасно известно и надзорным органам, но, как призналась на пресс-конференции начальник отдела развития и координации внутреннего рынка
Госалкогольинспекции Розалия Арсланова, определить проверкой, из каких продуктов приготовлены те или иные блюда, достаточно сложно, а поймать за руку “ночных старателей” еще трудней. Не ОМОН же направлять.
Трюкачи поневоле
На запакованных “от производителя” товарах с истекшим сроком годности крест тоже не ставится. Некоторые поставщики продуктов специально кое-как проставляют сроки годности, чем не только облегчают ночной труд продавцов, но подстраховывают себя. Дело в том, что многие торговые сети принимают товар под реализацию (это касается, как правило, скоропортящейся, к примеру, молочной продукции) и по истечении срока, согласно договору, возвращают нереализованные продукты поставщикам.
Так что производители тоже идут на хитрость, дабы не нести убытки. Но со своей стороны продавцы стараются распродать и такой товар, прибегая к весьма распространенной практике. Молоко или кефир с истекшим сроком годности выкладывают вперемешку со свежей продукцией или же выставляют такие пакеты “по первой линии”, ближе к покупателям, а то, что посвежее, прячут в глубине или вовсе придерживают до тех пор, пока не раскупится старый товар.
Сегодня супермаркеты стали не просто местом реализации продуктов. Здесь есть свои производственные цеха, где готовят фирменные блюда. И у них велик соблазн наладить безотходное производство, направляя залежалую продукцию на переработку.
Если верить администратору одного из крупных казанских супермаркетов, на это они не идут из-за слишком большого риска: “есть реальная угроза здоровью и жизни человека, не дай бог, кто отравится – тогда одним штрафом не отделаешься”. Но когда я все же “дожала” администратора, она призналась: “Бывает, что не совсем свежее мясо вымачиваем в уксусе и пускаем на шашлык или в фарш, делаем котлеты, начинку для пирожков… Просроченную курицу обжариваем на гриле, потом продаем даже дороже сырой. Понимаете, ведь сами поставщики тоже хитрят: порой на целых партиях “подправляют” конечный срок реализации или всеми путями пытаются подсунуть просроченный товар”.
Недобросовестность оптовых поставщиков подтвердили и представители Госалкогольинспекции, сообщив, что случаи хранения готовых к отправке в магазины продуктов с истекшим сроком употребления не редкость на казанских оптовых складах на улице Тихорецкой. Но основная масса некачественной, уже с истекшими сроками годности продукции поступает от оптовиков все же не в крупные торговые сети, где налажен хоть какой-то внутренний контроль приемки товаров по качеству и условиям хранения, а в мелкорозничную сеть, где такая работа практически не ведется.
Согласно требованиям к отпуску продтоваров сырое мясо, птица, свежемороженая рыба, яйца, овощи – словом, все, что требует кулинарной обработки, необходимо реализовывать отдельно от колбас, копченостей и прочих блюд, готовых к употреблению. И подобные претензии – не прихоть проверяющих, а жизненная необходимость: сырое мясо, рыба и полуфабрикаты кишат всевозможными бактериями, обезвредить их можно лишь термообработкой.
Надеемся, что большинство владельцев продуктовых магазинов все же являются добропорядочными предпринимателями, к которым все вышесказанное не относится. Многие предприниматели, действительно, предпочитают законные, вполне цивилизованные способы реализации или утилизации товара. Известно, что продукты, срок реализации которых истечет со дня на день, выставляются на распродажи со скидкой или списываются в расходы. Некоторые подкармливают едой с истекающим сроком годности бедняков или … своих продавцов: готовые к употреблению продукты выставляются на общий обеденный стол.
В то же время есть организации и предприниматели, которые скупают такую просроченную продукцию. В газете “Из рук в руки” натолкнулась на следующее объявление: “Покупаем, берем на реализацию продукты с истекающим или истекшим сроками хранения”. Что за этим стоит? Ладно, если кто-то покупает такую “просрочку” для переработки. А если для дальнейшей реализации, взяв на себя функции “освежения” товара по вышеописанным технологиям? И таких предпринимателей, как признались представители Госалкогольинспекции, довольно сложно привлечь к ответственности…
Где заслон обману?
По закону продавцы должны избавляться от просроченных продуктов, утилизируя их. Тем, кто это требование не соблюдает, грозит штраф: физическим лицам – 4-5 тысяч рублей, юридическим – 40-50 тысяч рублей.
В Татарстане функции контроля над торговыми организациями возложены на Роспотребнадзор, Госалкогольинспекцию и ветеринарное управление, но руки у этих солидных организаций несколько связаны. Дело в том, что по существующему законодательству, в целях ликвидации административных барьеров контролирующим организациям разрешено устраивать плановые проверки не чаще одного раза в два года, а на только что открывшиеся предприятия малого бизнеса дорога и вовсе заказана в течение трех лет.
О плановом визите контролеров хозяйствующий субъект, согласно действующему законодательству, уведомляется заранее, получая, таким образом, время для подготовки. Но, как сообщили в Госалкогольинспекции, даже зная о проверке, нерадивые работники прилавка продолжают торговать продуктами с истекшим сроком. За лето было выявлено 29 таких случаев. Так, в магазине ИП Аглиуллиной Р.Ш. в Лаишевском районе было снято с реализации 57 наименований продукции на сумму более 7000 рублей, а сам магазин кишел тараканами, которые буквально поселились в коробках с печеньем, конфетами и т.д. Были предупреждены о проверке и сотрудники магазина ИП Шагеева И.З. в Казани. Тем не менее они не удосужились снять с продажи просроченные продукты, которые должны были утилизировать еще …полгода назад! В итоге в ходе проверки инспекторы сами сняли с реализации 23 наименования продукции на сумму 6237 рублей: шоколадные изделия с истекшим сроком годности от 33 до 189 дней, соки (от 112 до 250 дней), мясные полуфабрикаты, тесто, черную икру, пиво, печенье (от 14 до 180 дней).
Более эффективны, как известно, внезапные внеплановые проверки. Но провести такую проверку, составить протокол и направить его в Роспотребнадзор инспекторы могут только по жалобе покупателя. Более того, есть определенные требования и к заявлениям покупателей: о нарушении им следует сообщить в контролирующие органы в письменном виде с указанием наименования организации или индивидуального предпринимателя, точного адреса торговой точки (все эти данные должны быть на вывеске магазина), описанием нарушений. Кроме того, заявитель должен указать свои точные данные, так как анонимные обращения не служат основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
Госалкогольинспекция в ходе акции “Срок НЕгодности” проверила 285 торговых объектов. При этом 237 проверок были проведены именно по жалобам потребителей. На рынках и в магазинах выявлено продуктов с истекшим сроком годности на сумму свыше 216 тысяч рублей.
Больше всего нарушений в крупных городах, особенно в Казани и Набережных Челнах, однако это не значит, что в сельской местности не торгуют просроченными товарами. Просто сельчане менее активны в защите своих потребительских прав.
Как показали проверки, с истекшими сроками годности чаще всего продают колбасу и молочные продукты. В нижнекамском магазинчике “Сава” после визита контролеров прилавки практически опустели: все колбасные изделия, на которых специализировался магазин, оказались просроченными от недели до месяца, и их сняли с реализации. В торговой точке ИП Мухаметшина М.Г. (Арск) проверка проводилась совместно с прокуратурой района. В павильоне обнаружилось более 20 наименований просроченных продовольственных товаров. В популярном сетевом супермаркете экономкласса Казани помимо восьми наименований просроченных молочных продуктов торговали 13 видами колбасных изделий с истекшим сроком годности. За одно лето этот супермаркет по жалобам покупателей проверяли трижды, и все три проверки выявили просрочку более 40 наименований продуктов, начиная от горчицы и заканчивая фасованным сливочным маслом. Но даже эти примеры меркнут на фоне окорока и мясных хлебцев с опарышами, обнаруженных инспекторами в лениногорском магазине “Арзан”…
По протоколам проверок, представленным Госалкогольинспекцией, территориальные отделы Управления Роспотребнадзора наложили штрафы в размере более 210 тысяч рублей, ряд материалов еще находится на стадии рассмотрения. Это, подчеркнем, итог трех месяцев нынешнего лета.
Руководитель Госалкогольинспекции РТ Игорь Марченко считает, что размеры штрафов, которые накладываются на нарушителей (порой они бывают даже ниже низшего предела – 500 рублей) должны быть повышены, но федеральные законодатели на это в ближайшее время идти не намерены.
Пока же штрафы накладываются, как правило, только на продавцов, которые, согласно внутренним инструкциям предприятий торговли, являются ответственными за качество продуктов на прилавках, оставаясь физическими лицами. Штраф от 4 до 5 тысяч рублей для них не самое страшное наказание, потому и не переводится в витринах товар сомнительного качества, потому и совершенствуются технологии “обновления” продуктов, которым место на помойке.
Между прочим, за январь-август прошлого года таких товаров было выявлено на 64700 рублей. А в году текущем этот показатель достиг 533670 рублей. Впечатляет, не правда ли? Поэтому сотрудники
Госалкогольинспекции рекомендуют всем нам быть начеку при выборе продуктов, внимательно изучать информацию на упаковках и сообщать в инспекцию об испорченных и просроченных продовольственных товарах, которые предлагает торговля.
Условия хранения, сроки годности некоторых особо скоропортящихся и скоропортящихся продуктов
при температуре (4±2)0С:
Полуфабрикаты мясные – 36-48 часов (шашлык – 24 часа).
Фарши мясные – 24 часа (выработка мясокомбинатов), 12 часов (выработка предприятий торговли и общепита).
Полуфабрикаты из мяса птицы – 12 часов (фарш), 24 часа (шашлык), 48 часов (кусковые).
Кулинарные изделия из мяса птицы: копчено-запеченные – 72 часа, жареные, отварные, тушеные – 48 часов, из рубленого мяса и желированные – 12 часов, паштеты – 24 часа.
Колбасные изделия – от 24 часов до нескольких суток, конкретный срок указывается в качественном удостоверении.
Молоко и молочные продукты – от 48 часов до 5 суток (смотри на упаковке, если имеешь при себе лупу).
Салаты из вареных овощей с заправками – 12 часов, без заправок – 18 часов. Если в салат добавлен бензоат натрия (консервант), то до 7 суток.
Торты и пирожные: без крема – 72 часа, с кремом – 18 часов.