За последние десять лет число россиян, считающих, что учебная нагрузка в российских школах слишком высока для детей, заметно увеличилось. Если в августе 2000 года так думали 45 процентов опрошенных, то в нынешнем году эта цифра составила 52 процента. Эти данные на днях опубликовал аналитический центр Юрия Левады. В целом картина выглядит так: 27 процентов респондентов уверены, что дети испытывают нормальную нагрузку, 52 – нагрузка слишком высока, недогруженными их признают 8 процентов и затруднились ответить 14 процентов опрошенных.
“А какой вы видите современную школу?” – так звучал вопрос для сегодняшнего блиц-опроса.
Ирада Кротова, домохозяйка (Казань): Если честно, пока для меня в школах больше минусов, чем плюсов. Школьный курс можно охарактеризовать одним словом – странный. Английский язык преподают учителя, которые даже на элементарном уровне не могут поддержать беседу на иностранном. Скучнейшие уроки физкультуры. И ЕГЭ, который делает из детей роботов. Вот такой мне видится сейчас школа глазами моих детей, для которых первое сентября уже и не праздник вовсе, а начало тяжелой ноши. Хотелось бы, чтобы в целом поменялся менталитет учителей. Чтобы больше внимания уделяли они творчеству и не наказывали за инициативу, вели активную работу с родителями, а не превращали родительские собрания в зачитывание оценок и оглашение “суммы сбора”…
Денис Каримов, школьник (Альметьевск): Идеальная школа – это то место, куда бы мы ходили с удовольствием. Было бы здорово, если бы каждый мог выбирать уроки, на которые ходить. Например, мой друг хочет стать строителем. Он любит черчение, геометрию и именно этим предметам отдает больше внимания. Зачем ему учить биологию? Но, чтобы не испортить аттестат, ему приходится “зубрить” ее и терять на это свое время. Я хочу быть ветеринаром, так зачем мне черчение? Еще, я считаю, уроки должны проводиться под открытым небом. Пусть не все и только в хорошую погоду, хотя бы уроки литературы. Ведь нет ничего лучше природы, тут и думается совершенно по-другому. У нас, к сожалению, все совсем не так. Хотя есть друзья, ради которых я и хожу в школу.
Лариса Петрякова, студентка (Альметьевск): По мне, так все нормально, нынче школы отвечают требованиям современной жизни. Может, и не все, но в большинстве, и с каждым годом ситуация улучшается. Хорошие компьютеры (когда-то об этом только могли мечтать), продуманная школьная программа. Многие на нее жалуются, вроде не каждый ребенок может осилить. Но она создается для ребят средних способностей, а в большинстве у нас – слабые и инфантильные ученики. Упрощать-то уж больше некуда!
Ильдар Хасанов, руководитель отдела продаж (Казань): У нас двое школьников, сын в восьмом классе, дочка пошла во второй. Вы бы знали, как мы с женой радовались летним каникулам! И вот опять сентябрь. Конечно, жене в этом плане достается больше: она и уроки проверяет, и в школу чаще ходит.
Помню, как-то пошел к сыну на родительское собрание, так учительница так и сказала: мол, это не столько ваши дети учатся, сколько вы. Дети многое недопонимают в школе, приходится самим изучать материал и объяснять им на доступном языке. Хотелось бы, чтобы этим все-таки учителя занимались. Или, к примеру, в минувшем году с младшенькой готовили доклады с использованием слайдов! Ну всем же понятно, кто эти самые слайды будет делать. Вот исходя из этого хочется, чтобы программа все-таки подстраивалась под реальных детей, с их уровнем жизнепонимания и грамотности. А то учеба превращается в соревнование между родителями, чей ребенок круче.
Рамиля Исламова, пенсионерка (Набережные Челны): Со школой все в порядке, она, как и должна, учит детей жизни. Понимаете, проблема ведь не в системе образования, а в первую очередь – в моральных устоях общества. Посмотрите, что показывают нашим детям по телевизору? И вы хотите, чтобы они росли умными и порядочными людьми? Нужны изменения на более глубоком уровне, и начинать надо с ТВ-передач. А школа, какой была, такой и осталась – меняется лишь внешняя форма.