В конце августа бавлинцы широко и гостеприимно отметят 80-летие своего района.
Когда речь с ними заходит о его достопримечательностях и людях, то одни называют парк Победы и Трудовой славы, аналогов которому по занимаемой им обширной площади, красоте оформления трудно, пожалуй, сыскать и в больших городах. Другие – Ледовый дворец, впечатляющий размерами многопрофильный спортивный комплекс, клуб парапланеристов. Третьи обязательно упоминают о Василии Романовиче Матвееве – заслуженном мастере спорта СССР, собравшем огромнейшую коллекцию золотых и прочего достоинства медалей за победы, призовые места в беге на легкоатлетических соревнованиях всесоюзного, федерального, европейского и мирового уровней. Четвертые увлеченно расскажут о живописной Салиховской горе, на склонах которой растет более семидесяти видов редчайших растений, занесенных в Красную книгу; о реке Сулинке, где до сих пор водится форель; о чудесных лугах на ее пойменных землях. Пятые не забудут сказать о мечети, православном храме, новых жилых кварталах, а также о внушительных залежах уникальной голубой глины, которые разыскали на бавлинских угодьях местные краеведы.
Не менее богаты здешние края и на старинные легенды, связанные с происхождением названия города-юбиляра. Наиболее распространенная из них такова. Существовала когда-то там, где нынче стоит райцентр, деревушка. И жил в ней молодой охотник из бедной семьи, который влюбился до беспамятства в дочку местного бая. Пришел он как-то в его хоромы, бросил к ногам отца своей избранницы беличьи, бобровые, соболиные шкурки, добытые юношей за долгое время, и попросил знатного кичливого соседа отдать за него дочь. А тот, как и ожидалось, только усмехнулся в ответ и отвернулся.
– Так что же мне сделать, чтобы получить руку и сердце той, без которой я не мыслю дальнейшей жизни? – в отчаянии крикнул молодой охотник.
– А ты удиви меня, – бросил небрежно бай, – тогда, быть может, подумаю я над твоим предложением. Полагаю, что не скоро ты теперь явишься, поскольку удивить меня нечем.
И захохотал, провожая понурого юношу ехидным взглядом. Парень же ушел в лес за деревенской околицей, рухнул под сосной лицом в землю и продолжил горе свое горевать.
Вдруг чувствует, кто-то тронул его за плечо, оглянулся и медведицу увидел.
– Что ж так закручинился, добрый молодец? – спросила та участливо.
Ну юноша несчастный и выложил ей все как есть. А медведица в ответ лишь усмехнулась:
– Эка невидаль – бая удивить. Ты моего медвежонка из капкана барского спас, и я тебе за это помогу. Никаких вопросов не задавай, а возвращайся в деревню и попроси бая водицы из реки вашей испить.
Пожал парень плечами, однако все исполнил, как зверь молвил. А медведица пошла к могучему дубу, выгребла из его большущего дупла тяжелое гнездо с медом, которое наносили дикие пчелы, и сбросила его в речку.
– Из реки прямо так воды попробовать? – переспросил охотника богач с растущим гневом. – А ты, голота, не рехнулся? У меня вон все полки в подвалах ломятся от лучших заморских вин, а ты мне такое предлагаешь?
Но молодой охотник, неистово веря в чудо, упорно стоял на своем, и бай наконец согласился:
– Ну будь по-твоему. Только с условием: удивлюсь – твоя взяла. А ежели нет, то тогда ты до конца жизни будешь бесплатно работать на моем дворе скотном.
Вот бай, зачерпнув пригоршней воды из реки, сначала осторожно губами ее коснулся, потом, помедлив, со все более заметным изумлением глотнул ее раз, другой и воскликнул, подняв глаза к небу:
– Быть того не может, но вода… медовая!
Вот с той поры и стала называться речка Медовой (Баллы елга), со временем ее “имя” и трансформировалось в Бавлинку, а отсюда и название города – Бавлы.
Мой давний знакомый, старый бавлинский буровик, тоже знавший это сказание, прокомментировал его так:
– История, конечно, занимательная, но, по моему убеждению, счастье Бавлов имеет запах не меда, а нефти. Потому что именно от нее коллективная судьба моих земляков, а значит, и судьба города зависела и зависеть будет.
Такую же точку зрения разделяет и глава местной администрации Альберт Хабибуллин, правда, с существенной оговоркой.
– Район наш, – начал Альберт Галимзянович разговор о делах и проблемах вверенного ему муниципалитета, – обрел статус административной единицы Татарской автономной республики 10 августа 1930 года. Однако по-настоящему активное развитие получил, когда на наших землях были разведаны и стали разрабатываться ударными темпами нефтяные залежи. Уже не одно поколение бавлинцев гордится, что именно у нас, по существу, и стартовал поход за большую татарстанскую нефть. За минувшие 60 лет на здешних месторождениях, среди которых пять крупных и семь поменьше, пробурено более 3400 скважин.
С увеличением нефтедобычи потребовалось и развитие инфраструктуры промысловиков, разместившейся тогда еще в рабочем поселке Бавлы, где начали ускоренно строиться новые дороги, объекты производственного, социального, жилого и культурного назначения. Превратившись в грандиозную стройку, поселок год от года рос и хорошел, став современным уютным и красивым городом, статус которого получил официально в 1997 году.
Экономику Бавлов и нынче во многом определяют 116 имеющихся у нас промышленных предприятий, многие из которых так или иначе связаны с промыслом “черного золота”. Флагманом среди них, безусловно, является наше
нефтегазодобывающее управление, которое вполне можно назвать градообразующим с учетом численности работающих на этом предприятии бавлинцев и его вклада в развитие Бавлов. Уместно заметить, что благодаря заложенным в управлении новаторским традициям, высочайшей квалификации специалисты НГДУ не раз становились инициаторами, разработчиками эффективных методов, технологий добычи нефти. Так, еще в далеком 1950 году бавлинцы первыми в республике освоили использование турбобуров, что позволило ставить им всесоюзные рекорды по бурению. И сегодня многие новшества, получающие затем широкое распространение не только в Татарстане, впервые испытываются на месторождениях, эксплуатируемых бавлинскими промысловиками, не потерявшими вкуса к смелым технологическим экспериментам. Поэтому неудивительно, что из бавлинских скважин добывается ежесуточно по 8-9 тонн нефти, в то время как в среднем по республике этот показатель составляет около 4 тонн.
– Многие из ваших земляков, Альберт Галимзянович, считают, что коли запасов нефти в здешних месторождениях хватит еще, как показывают геологическая и сейсмическая разведки, лет на 50-60, то и беспокоиться городу пока не о чем…
– Да, масштабы подземных кладовых “черного золота” в наших недрах радуют. И тем не менее мы обязаны жить не только днем нынешним, но и с большим заглядом вперед, чтобы оставить потомкам в будущем город, уже не зависящий от объемов добываемой нефти в такой степени, как сегодня. Вот почему мы прилагаем сейчас немало усилий для развития других отраслей бавлинской экономики.
Уместно заметить, что Бавлы, еще будучи волостным центром, не были обделены производственными перерабатывающими предприятиями. Среди них, к примеру, были два широко известных, поставлявших продукцию свою во многие города, спиртзавода, один из которых действует и поныне. Сегодня же бавлинцы вправе гордиться кабельным заводом, чьи изделия пользуются спросом не только в республике, но и в Москве, Ульяновске, Саратове, Самаре, Нефтегорске, Уфе, Ижевске, Усинске, Ханты-Мансийске, Когалыме…
Известности нашему городу добавляет и не так давно созданное ООО “Востокбурсервис”, изготовляющее трубы с эксплуатационными характеристиками, превосходящими иные отечественные и зарубежные аналоги. Потому растет у этого предприятия и количество заказчиков, в том числе приезжающих издалека.
Немалые доходы приносит Бавлам и ОАО “Бавлынефтепродукт”, чьи автозаправочные станции располагаются как в ряде городов республики, так и в соседнем Башкортостане. Причем при них открыты магазины, кафе, мойки машин, службы по их техобслуживанию и так далее. Все это помогает бавлинцам реализовывать ежедневно более 300 тысяч литров горюче-смазочных материалов.
Набирают производственные обороты также строительные, транспортные, другие организации, предприятия, составляющие деловой портрет Бавлов, который, полагаю, будет неполным, если не сказать о том, что в городе растет число коллективов в разных сферах экономики, начавших заниматься в стремлении получить дополнительную прибыль делом, прежде для них не свойственным. И это, естественно, не может не вызвать удовлетворения. А запевалами в этом движении можно назвать ООО “Юлдыз” и “Жилсервис”. В первом из них, занимающемся возведением различных объектов, начали чуть ли не промышленно разводить кроликов, соорудив соответствующую ферму, а во втором готовятся перерабатывать и расфасовывать молоко. Работники ООО “Кооператор”, наряду с заготовкой и переработкой сельскохозяйственного сырья, взялись восстановить старый, построенный еще в 1954 году хлебозавод. Одновременно они наращивают объемы переработки мяса. Серьезную конкуренцию, думается, окажет им аналогичное подразделение в селе Потапово-Тумбарла, которое после того, как, перестав быть подсобным хозяйством нефтяников, заглохло было, возрождено силами частного бизнеса.
Так же вот конкретно, активно здешние предприниматели содействуют развитию у нас торговли, бытового, культурного обслуживания населения, иных сфер экономики, в которую за последнее время было инвестировано около двух миллиардов рублей.
– Но вот с привлечением инвесторов для развития сельскохозяйственного производства ситуация у вас пока не столь благополучная…
– Да, и это объективная реальность не только нашего райцентра, где ощущается нехватка по-настоящему состоятельных, финансово крепких инвесторов, готовых вкладывать деньги в село. Однако нам подставляют плечо республиканские власти, а, как известно, они оказывают помощь прежде всего тем, кто не сидит сложа руки. Сегодня труженики района объединены в 74 предприятия различной формы собственности, 8 обществ с ограниченной ответственностью, 63 фермерских хозяйства, производящих примерно на 71 тысяче гектаров продукцию животноводства и растениеводства.
– Альберт Галимзянович, вы руководите городом, районом уже шестой год. Что из сделанного за это время вы могли бы записать в свой актив?
– Ну не мой актив, а той команды, с которой я работаю. Однажды в детстве мы, пацаны с нашего двора, спасли тонущего в реке Ик ровесника, взявшись надлежащим образом за руки. Вот тогда наглядно, при обстоятельствах экстремальных я понял, в чем сила коллектива. Может, потому и являюсь сторонником не авторитарного, а командного руководства.
Будучи бавлинцем, я, вступая в должность главы местной администрации, испытывал, разумеется, и чувство особой персональной ответственности за свои действия перед земляками. И, полагаю, могу не отводить глаз при встрече с ними. А больше всего удовлетворен не столько количеством построенных за последние несколько лет производственных, образовательных, спортивных, социальных, торговых и прочих объектов как в городе, так и на селе, не столько ростом за эти годы у нас основных экономических показателей и среднего уровня заработной платы, сколько тем, что удалось сохранить, закрепить на нашей земле межнациональные, межконфессиональные мир и согласие. Это очень важно с учетом того, что, являясь юго-восточными воротами Татарстана, наш район граничит сразу и с Башкортостаном, и с Оренбуржьем, и проживают у нас люди самых разных национальностей и вероисповедания. Недаром наш район награжден золотой медалью ЮНЕСКО “Пальмовая ветвь мира”.
Не может не радовать и возросший уровень качества жизни бавлинцев – их социальной защищенности, образования, здравоохранения, что является результатом усилий не только администрации, но в той или иной степени всех местных трудовых коллективов, в основном опять же нефтяных предприятий, среди которых наряду с НГДУ выделю еще образованное в 1997 году ЗАО “Алойл”. Эта малая нефтяная компания занимается разработкой довольно сложного Алексеевского месторождения, расположенного в Татарстане и в северной части Оренбуржья. Подбирая к нему ключи, специалисты “Алойла” получили 7 патентов на изобретения, разработали ряд технологий, в том числе по утилизации попутного газа. Коллектив предприятия стал лауреатом премии “Российский Национальный Олимп” – как лучшая социально значимая компания отечественного топливно-энергетического комплекса в сфере малого и среднего бизнеса.
– Как бавлинцы выдержали испытание нынешней необычно злой засухой?
– Вы знаете, мои земляки уже многократно на разных временных этапах проявляли твердость характера, умение работать с полным, а если требовалось, и запредельным приложением сил. Так было и в период становления колхозов, совхозов, и в годы Великой Отечественной войны, и в годы освоения нефтяных месторождений. Вот и этим летом, особенно в уборочную страду, район работал практически круглосуточно. Объезжая поля, я видел на них и еще до рассвета, и уже поздним вечером совсем юных сельчан и убеленных сединами аксакалов. На спасение урожая зерновых, на борьбу со стихией за каждую, можно сказать, травинку на корм животным вышли и стар и млад, доказавшие, что тоже могут трудиться через “не могу”. А это добавляет уверенности в том, что мы справимся с еще не решенными пока проблемами и сделаем Бавлы – район, первым в республике встречающий рассвет, – еще краше.
Валерий ХРАМОВ
В рейтинге сайтов СМИ – Новости России сегодня – стремительно набирает вес. Российский новостной портал освещает не только события в РФ по регионам, но и следит за жизнью в ближнем и дальнем зарубежье.