Казань. Остановка рядом с Московским рынком. Дед, которому на вид около восьмидесяти, допивает бутылку пива, шаркающей походкой направляется к ближайшим кустам, и… бутылка летит в это естественное “укрытие”.
Озеро Глубокое близ столицы. Мужчина лет пятидесяти с семейством собирается покидать пляж. Достает последнюю сигарету, комкает пачку, на секунду задумывается – куда? Решение принято – кусок картона оказывается под ивовым кустом.
Дорога от Казани на Боровое Матюшино. Впереди – сплошь тонированная “девятка”. Из окна вылетает стеклянная бутылка. Ударяется о бордюр, снова отскакивает на дорогу… Звон разбитого стекла – “тара” бьется о бампер нашей машины.
Все это я наблюдал в течение одного лишь последнего месяца.
Всегда задаюсь вопросом: ну почему люди, выросшие в одной стране, в одном городе и даже, возможно, по соседству, у нас такие разные? Один обязательно выбрасывает окурок в урну, не гнушаясь нагнуться, если промахнулся. Другой запросто оставляет целую батарею стекла и пластика на месте отдыха, куда сам же скоро придет вновь. Правда, сядет уже чуть поодаль, где немного почище…
Понятно, что все идет от воспитания в семье, но почему тогда у нас семьи такие разные, а, скажем, у японцев или англичан, до приторности однообразные? Почему одни россияне ведут себя с немецкими аккуратизмом и педантичностью, а другие – как дикари, только что вышедшие из пещеры?
Наблюдая за соотечественниками, пришел к выводу: в действительности первых у нас гораздо больше, чем вторых. Соотношение, по грубым прикидкам, примерно 9 к 1. Только вот этот один умудряется так интенсивно поработать с окружающим ландшафтом, что остальным девяти кажется, что они в меньшинстве.
Особый разговор – о Казани. Недавно встречался с москвичами, которые побывали в нашей столице. То ли из вежливости, то ли действительно веря в свои слова, они утверждали, что город у нас исключительно чистый. Из чувства патриотизма (хотя одолевает сомнение, уместен ли он в подобных ситуациях) я не стал убеждать их, что невозможно составить представление о чистоте города лишь по его центру, и что им здорово повезло – они не попали в казанские спальные районы…
Ситуация с чистотой городов, сложившаяся в республике, действительно довольно уникальна: в последние полтора десятилетия “зачищено” все – от маленького райцентра до полумиллионных Набережных Челнов. И только столица продолжает задыхаться в грязи. Объяснений этому может быть два. Или плохо убирают, что должно рано или поздно повлечь кадровые перестановки среди коммунального начальства, или в столице проживают какие-то особенные люди, и их пора избавить от дурных привычек.
По поводу изменения привычек. Со времени насаждения в России культуры выращивания картофеля для этого существует единственный способ – кнута и пряника. И если за сладкую часть этих двух составляющих принять звучащие много десятилетий бесполезные призывы к чистоте, то выбора практически не остается.
В этой связи, думается, было бы крайне полезным взять на во-оружение опыт Сингапура, страны, которую наши чиновники в последнее время посещают особенно часто. Как известно, там за брошенный мимо урны окурок предусмотрен драконовский штраф (500 долларов), который дисциплинирует даже самого разнузданного потенциального нарушителя. Спрашивается, что мешает Казанской гордуме принять соответствующий закон, который будет карать граждан, с особым энтузиазмом загружающих работой коммунальщиков, штрафом в пять-семь тысяч рублей? Полагаю, в этом случае сразу расправил бы плечи и страдающий от кризиса городской бюджет. Ведь, сдается, в столице, судя по состоянию ее улиц, из десяти среднестатистических жителей мусорят куда больше, чем один…