Не берусь утверждать, что все блага цивилизации делают человека счастливее, но, согласитесь, комфортнее иметь личный телефон в кармане, чем бежать под дождем или в мороз к уличному автомату. А кому хочется часами стоять в очередях для получения какой-нибудь справки? Никому. Поэтому предоставление госуслуг в электрон-ной форме, организованное грамотно, очень удобно для граждан, экономит время и силы.
В Сингапуре, стране, с которой мы в этом отношении стараемся брать пример, в электронном виде доступно уже более полутора тысяч государственных услуг. Работа над системой “электронного правительства” ведется и в России. Президент Дмитрий Медведев на заседании Госсовета РФ в конце прошлого года сказал, что в стране к 2015 году все государственные услуги обязаны перейти в электронный вид. И в Татарстане утвержден поэтапный план перехода к предоставлению государственных услуг в электронном виде – об этом сообщил на брифинге в Кабинете Министров вице-премьер – министр информатизации и связи Николай Никифоров в минувший вторник.
Удобно, как консервный нож
Сегодня в Татарстане в элек-тронном виде можно получить около десятка государственных услуг. Пока в республике установлено 45 инфоматов (42 – в Казани), но к концу года заработает еще сотня. Установка терминалов планируется в каждом районном центре.
В настоящее время казанские инфоматы расположены в торговых центрах и местах предоставления
госуслуг. К примеру, в торговых центрах “Кольцо”, ХL, “Парк Хаус”, “Корстон” и “Тандем”, в отделениях ГИБДД, в Росреестре, отделениях УМФС Советского, Приволжского и Авиастроительного районов. Подать заявление, оплатить пошлину, записаться на получение готовой выписки из Единого государственного ре-естра прав на недвижимое имущество и заявление на получение информации в Государственный кадастр недвижимости, узнать о статусе его готовности. Заполнить и распечатать заявление на получение загранпаспорта нового образца. Можно проверить наличие задолженности и оплатить налоги. Внести дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Внести благотворительный взнос по бессрочной благотворительной акции “Помоги ребенку” и в Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры РТ.
Почему порой все-таки люди стоят в очереди к оператору, чтобы заплатить за квартиру, хотя рядом есть инфомат? Наверное, думают, это слишком сложная техника? Надо только раз попробовать, чтобы убедиться – это удобно и надежно. А тем, кто все же еще робеет, можно вооружиться высказыванием ученого Глена Учи, составившего немало пакетов программ для компьютеров. В одной своей книге он пишет: “Компьютеры как таковые – это всего лишь глупые машины, они ничуть не более интеллектуальны, чем консервные ножи”.
Хождениям по инстанциям приходит конец?
Не выходя из дома, татарстанцы теперь смогут получать госуслуги и через Интернет. С 3 августа на портале государственных услуг uslugi.tatar.ru можно не только оформить документы или получить справочную информацию о деятельности госорганов, но и совершить разные платежи: услуги ЖКЖ и связи (телефон, Интернет, ТВ), внести госпошлину за регистрацию в органах ЗАГС, а также оплатить штраф ГИБДД. Платежи осуществляются с помощью банковских карт Visa и Mastercard “Ак Барс”-банка.
Некоторые услуги будут доступны для жителей республики и через мобильный портал m.tatar.ru. Согласно утвержденному плану к 2013 году в электронный вид будут переведены 74 вида услуг в сфере здравоохранения, образования, соц-обеспечения и так далее. Из дома можно будет записаться на прием к врачу, направить в аптеку рецепты, подать заявления на предоставление социальных льгот, на зачисление ребенка в детский сад и в другие образовательные учреждения, сдать и получить документы ЗАГС, получить доступ к оцифрованным изданиям библиотек…
У ГИБДД появится электронный двойник
Не секрет, что оплата штрафа ГИБДД – весьма востребованная услуга. Как сообщил руководитель ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов, к сожалению, количество нарушителей правил дорожного движения в республике не снижается. Так, по итогам семи месяцев этого года их зафиксировано более двух миллионов. По его словам, обычно такие цифры фиксировались к концу года.
К концу 2010 года через инфоматы и Интернет граждане смогут оплачивать не только штрафы ГИБДД, но и квитанции за техосмотр автомобиля и регистрацию авто, за сдачу экзамена на вождение и другие госпошлины. Преимущество такого вида оплаты, напомнил Рифкат Минниханов, в том, что она осуществляется без банковской комиссии.
– Модернизация оказания услуг населению со стороны Госинспекции позволит оптимизировать рабочие места, сократить очереди, – пояснил главный госавтоинспектор. – Переход на оказание услуг в электронном виде делается для удобства наших граждан.