Считаю, что татарстанские, а особенно казанские автомобилисты, – одни из самых беспардонных “наездников” в масштабах нашей страны. По крайней мере, выступить с подобным заявлением могу, сравнив поведение на дорогах наших водителей и автовладельцев из других регионов: я немало поездила по федеральным трассам, территориям многих городов. И если видела нагло несущийся на запредельной скорости автомобиль, то чаще всего на его номерах значился 16-й регион. То же самое утверждают мои многочисленные друзья и знакомые, проживающие практически во всех субъектах Федерации.
Конечно же, этот вывод не относится повально ко всем “рулевым”. И некоторые методы, которые начинает применять татарстанская Госавтоинспекция с благой целью – обезопасить дорожное движение, выйдут боком, прежде всего, добросовестным автолюбителям. К установке видеокамер, фиксирующих превышение скорости, лично у меня претензий нет – наоборот, ими нужно бы нашпиговать все улицы Казани, других городов и дороги республики, поскольку “шумахеров” у нас хоть отбавляй.
А вот относительно приборов, фотографирующих машины, которые пересекают на перекрестках стоп-линии, раздражение имеется. Есть немало таких мест, где эти самые линии попросту не прочерчены – догадайся, водитель, “наступил” ты на такую полоску или нет. К тому же некоторые светофоры, по крайней мере, в столице республики, “игнорируют” желтый сигнал, то есть с зеленого сразу переключаются на красный (бывает, наоборот, с красного на зеленый). Поэтому вовремя затормозить (до этой пресловутой линии) – не получается. А экстренное торможение чревато серьезными последствиями – можно подтянуть к себе “домино” из энного количества машин… В итоге – получи “письмо счастья” стоимостью в 700 рублей. Поэтому сомнительно, способствует ли такая мера обеспечению безопасности на дорогах. Кстати, был случай, когда на казанской улице Павлюхина остановивший меня инспектор ДПС уверял, что при мигающем “зеленом” в момент пересечения перекрестка я обязана была остановиться как вкопанная. Пришлось переубеждать стража порядка в ином всей компанией журналистов, ехавших в моей машине…
Недавно моя приятельница остановила свою машину на красный сигнал светофора, но после стоп-линии. Находившийся рядом гаишник хотел оштрафовать ее на 700 рублей. Однако авто-леди сумела доказать ему, что за это нарушение она должна расстаться со ста рублями. Видеокамере ничего не докажешь – она “квалифицирует” такое нарушение как проезд на красный свет – так уж настроена. А это тянет на 700 “рэ”.
Еще одно нововведение, внедренное на казанских дорожных просторах, – система “Стоп-контроль”, регистрирующая автомобили, припаркованные на проезжей части в неположенном для этого месте. Машина ДПС, со-ответствующе оборудованная, колесит по городским улицам и снимает “кино” с участием нарушителей, окончание которого отнюдь не голливудское – те же “письма счастья”. На недавней пресс-конференции глава УГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов на возмущение журналистов: где же ставить машины при отсутствии в городе парковочных мест, вроде как правильно заметил: этот вопрос следует адресовать местным властям, а задача его ведомства – обеспечить безопасность дорожного движения. Но, похоже, чиновников мэрии бесполезно беспокоить – они безнаказанно как припаркуются, так и проедут, где хотят и когда захотят. Так что крайними остаются рядовые автолюбители. Хотя было бы справедливо, если бы такие проблемы заинтересованные структуры решали коллегиально. Однако, как нам кажется, особой заинтересованности в этом у них нет. А в ближайшее время ГИБДД намерена внедрить на столичных улицах еще полтора десятка “стоп-контрольных” экипажей. Комментарии излишни.
В обозримой перспективе казанцев (в будущем – и всех татарстанцев) ожидают и другие новшества – внедрение приборов, автоматически фиксирующих такие нарушения, как выезд на встречную полосу, движение по полосе общественного транспорта и с непристегнутыми ремнями безопасности. И опять же, на наш взгляд, бездушные установки не улавливают многих нюансов.
Допустим, недавно произошел со мной такой случай. Ехала я с семьей ночью по бескрайним просторам калмыцкой степи, вначале которой стоял знак “обгон запрещен”. Дорога замечательная, ни одной машины в округе. И вдруг – впереди старый грузовик, передвигающийся со скоростью двадцать километров в час, а дальше – стокилометровая степная трасса. По истечении километров десяти пути нервы не выдержали – пошла на обгон. И неожиданно впереди этой машины “материализовался” гаишный автомобиль, тут же включивший сирену и соответствующую иллюминацию. То есть это была обыкновенная подстава, обошедшаяся нам в кругленькую сумму.
Да и у нас бывают ситуации, когда из-за припаркованной на обочине коммунальной техники или вследствие аварии на дороге приходится объезжать помехи либо по встречной полосе, либо по “общественно-транспортной”. Естественно, бездушные автоматы не будут учитывать человеческий фактор. А ведь нередко, когда за счет незначительных нарушений правил дорожного движения удается избежать действительно опасных моментов. К примеру, еще одна комбинация. Выезжаешь с внутриквартальной дороги на главную – крайнюю правую автобусную полосу. Это неизбежно. На ближайшем перекрестке тебе необходимо повернуть направо. По теперешним правилам сначала нужно умудриться свернуть с этой полосы налево (при нынешнем-то интенсивном потоке), а потом изловчиться – непосредственно перед перекрестком вновь перестроиться вправо. Маневр, скажем прямо, небезопасный (водилы меня поймут). Но если его не предпринять, то можно нарваться на инспекторский патруль, надзирающий за свободой передвижения общественного транспорта. Между прочим, за казанскими красными автобусами, совершенно спокойно разъезжающими не по своей территории, к тому же высаживающими пассажиров (с риском для их жизни) даже с крайней левой полосы, особо никто не следит – практически ежедневно наблюдаю такую картину в самом центре Казани, у остановки “Детский мир”.
Несколько слов по поводу видеокамер, регистрирующих водителей с непристегнутыми ремнями безопасности. Мера нужная. Но выполнить данные функции эти агрегаты в состоянии только в том случае, если машины не тонированные. Вроде как инспекторы ГИБДД взялись за “растонирование” наших машин. Но массовым это явление пока назвать нельзя. Затемненных машин на автотрассах – пруд пруди.
Кроме того, планируется ввести систему видеосъемки авто, не пропускающих пешеходов в отведенных на то местах. Резонно. А не мешало бы заняться еще и самими пешеходами, переходящими дорогу там, где им заблагорассудится…
Кстати, в последнее время на дорогах Казани подозрительно часто попадаются на глаза машины без номеров. Один товарищ мне признался, что лучше он заплатит штраф от 300 до 800 рублей за езду без опознавательного атрибута (если, конечно, попадется в поле зрения инспектора ГИБДД), зато может беспрепятственно “дурить все дорожные видаки”.