Дайте подросткам интересное дело

В апреле прошлого года Президент РФ Д.Медведев на выездном заседании президиума Госсовета посетовал, что “за последние десять лет число молодых людей, которые занимались спортом в РОСТО, сократилось почти в 25 раз!”

Как наладить работу с детьми и молодежью в ДОСААФ

В апреле прошлого года Президент РФ Д.Медведев на выездном заседании президиума Госсовета посетовал, что “за последние десять лет число молодых людей, которые занимались спортом в РОСТО, сократилось почти в 25 раз!”

И вот наконец-то дан старт возрождению ДОСААФ, а значит, и работы по решению его главной задачи – подготовки молодежи к службе в армии, авиации и на  флоте. Сейчас, когда многое упущено, сделать это будет не просто. Надо вспомнить и вернуть все хорошее из своих, отечественных наработок и методов. 

Вот и мне, педагогу-ветерану технических видов спорта и творчества, проработавшему с детьми и молодежью четыре с лишним десятка лет, хочется поделиться своими соображениями относительно того, как и что сделать, чтобы и сегодня в ДОСААФ учились и воспитывались тысячи подростков и юношей.  

Хорошо забытое старое

В республике кое-где уже начали с создания патриотических центров, а по сути – допризывной подготовки, где помаленьку будет все: общефизическая и строевая, стрелковая и рукопашная подготовка, встречи с ветеранами, походы по музеям и т.д., и т.п. Но будут ли все эти мероприятия полезны и эффективны? Сомневаюсь, потому что они не так интересны для подростков и молодежи, тем более для так называемых “продвинутых” и избалованных современной техникой. Ну кому понравится просто так ходить строем или раза два бросить учебную гранату? Ребятам надо предложить что-то интересное и серьезное – такое, что увлечет их и станет в дальнейшем, может быть, делом всей жизни.

И изобретать велосипед заново не надо, достаточно вспомнить те оправдавшие себя формы и методы работы, которые успешно культивировались в СССР. Тогда повсеместно была создана широкая сеть аэроклубов, станций и клубов юных техников, где миллионы мальчишек с энтузиазмом строили сначала модели, а затем и самодельные планеры, автомобили, яхты и аэросани, а потом испытывали их в различных соревнованиях, пробегах и перелетах.

Первой ступенькой здесь был авиамоделизм, как наиболее простой и доступный детям и подросткам вид творчества, где при постройке и испытаниях своей модели самолета или ракеты мальчишка получал не только массу положительных эмоций, но и приобретал множество практических навыков. Кружковцы отдавали все свое свободное время любимому делу, прилагали все силы для победы своей команды на соревнованиях, что побуждало их постоянно совершенствовать качество моделей. Уже через 3-4 года такой работы и учебы мы получали удивительные результаты: учителя и родители не узнавали ребят, которые становились любознательными и умелыми творцами с хорошими физическими данными и нормальной психикой, устойчивой моралью.

Назвать примеры? Сколько угодно. Питомцами наших, казанских, авиамодельных кружков были Игорь Кирпичников – чемпион РСФСР, летчик-вертолетчик, орденоносец, Вячеслав Маркелов – чемпион Татарии, летчик ВМФ, Дмитрий Москаленко – подполковник, инженер-испытатель на космодроме Байконур, Игорь Морозов – рекордсмен СССР, изобретатель, командир Ту-154… А вот и совсем свежий пример. Артур Сабитов, чемпион республики и призер конкурсов “Кулибины ХХI века” и “Интеллект-2009”, стал семикратным рекордсменом России по авиамодельному спорту. Артур еще школьник, но уже обивает пороги аэроклуба (по малолетству его пока не берут), мечтает окончить школу и поступить в военное авиационное училище. И я уверен, что поступит. С двенадцати лет он занимается в кружке.

Я привел здесь авиамоделизм как средство должного патриотического воспитания и подготовки к армии на практике, но есть еще много увлекательных технических и военно-технических видов спорта, которыми бы дети и молодежь с удовольствием занимались. Главное – здесь должна быть атмосфера творчества и сильный, дружный коллектив кружка, где будет кипеть работа, будут рождаться и реализовываться идеи. 

Тысяча интернатов для юных техников…

Итак, быстрое и эффективное решение проблемы возрождения ДОСААФ возможно только путем вовлечения детей и молодежи в массовые доступные кружки и секции, клубы и центры ДОСААФ. Осталось только создать их и наладить их круглогодичную работу.

Можно их назвать, скажем, спортивно-техническими клубами (СТК). Они могут быть как самостоятельными в каждом районе, микрорайоне, так и филиалами республиканского Центра патриотической работы ДОСААФ. СТК, кроме работы в своем помещении, должны по согласованию с администрацией района вести свои секции в школах, детских центрах, в МУК (УПК), дабы на первых порах использовать матбазу уже работающих организаций.

Такой творческой работой можно и должно охватить подростков и молодых людей с 12 до 18 лет, имеющих склонность к технике, к “мужским” играм – ну не всем же петь и плясать! Сюда с удовольствием придут и “трудные” дети – и мы сможем решить и социальную задачу по отвлечению подростков от улицы.

Кроме таких СТК и центров, хорошо бы создать и интернаты, где основными предметами обучения для детей были бы технические виды спорта и технического творчества, как сделали это в прогрессирующем Китае (более тысячи). Спортивные и художественно-эстетические интернаты у нас есть, а вот до технарей, как всегда, руки не доходят…  

Для поддержания постоянного интереса детей к предлагаемому творчеству необходимо как можно чаще проводить соревнования, спартакиады: сначала кружковые, районные, затем – городские и республиканские. И обязательно добиться, чтобы спортивно-технические и военно-прикладные виды спорта узаконили, то есть ввели в единую спортивную классификацию для присвоения званий “Мастер спорта”, “Заслуженный тренер” и получения грантов Президента РФ.

Непрестижные технари и гламурные шоумены

Меня и моих коллег возмущает отношение властей предержащих к юным техникам и спортсменам-технарям, как к чему-то второсортному и ненужному, непрестижному. Вот хоккей или футбол – это да! А о технарях и не вспоминают. Вот, к примеру, прислали нам как-то приглашение из Москвы для участия во всероссийском конкурсе-выставке для одаренных детей и педагогов. Но ни в одной из двух десятков номинаций мы не нашли свою, поэтому участвовать не смогли: певцы и танцоры, шоумены и журналисты есть, а юных техников – нет!

Мы же своей работой доказываем обратное: наши с Вячеславом Ивановичем Титловым ученики не только строят модели и выступают с ними на соревнованиях, но и имеют изобретения, запатентованные Роспатентом. Ребята построили дистанционно управляемый летательный аппарат для нужд сельского хозяйства, получили золотую медаль на международном Салоне промышленной собственности “Архимед – 2006”. Летом прошлого года наши ребята установили 11 рекордов России по авиамодельному спорту. За это нас “отблагодарили” – с 15 сентября прошлого года, сославшись на оптимизацию, наш чудом созданный Центр детско-юношеского творчества Ново-Савиновского района постановлением исполкома Казани был упразднен. По-своему предвосхитив, видимо, курс страны на модернизацию: оставили всего-навсего два центра на миллионный город…

Юрий СЕРГЕЕВ,

педагог

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще