Лев Толстой собственной персоной побывал в прошлом месяце в Лаишеве. Разумеется, то был не сам автор “Войны и мира”, а его дальний родственник – полный тезка. В рамках памятных мероприятий, приуроченных к столетию со дня смерти великого русского писателя, в гости к татарстанцам наведался его внучатый племянник с Украины – генерал-майор в отставке.
Наш современник Лев Толстой ведет свою родословную по линии Николая – старшего брата писателя. Как уточняет лаишевская “Камская новь”, по профессии он военный. После окончания Тульского суворовского училища и срочной службы был направлен на службу в органы госбезопасности. Долгое время руководил 9-м управлением КГБ (занималось охраной высших государственных и партийных лиц) по Крыму, а после развала Советского Союза возглавил Украинскую службу по охране и обеспечению безопасности государственных объектов и прибывающих на них лиц. Любопытно, что в дни августовского путча 1991 года именно Льву Толстому пришлось выполнять роль “тюремщика” президента СССР Михаила Горбачева в момент пленения того в Форосе. В 1995-м Лев Николаевич оставил службу, и в настоящее время он является советником правительства Крыма по туризму.
В Татарстан генерал-майор Толстой приехал впервые. Гость осмотрел места, связанные с пребыванием его именитых предков в Казани и бывшем Лаишевском уезде. Наиболее значимой для него стала поездка в село Нармонку, где сохранились остатки бывшего дворянского имения Юшковых и где будущий классик русской литературы, а тогда студент Казанского университета Толстой, жил в летние месяцы в 1840-е годы. Именно здесь отставной офицер поведал журналистам, что сожалеет в своей жизни лишь о двух вещах – о развале объединявшего наши народы Советского Союза и о том, что ни разу не взялся за писательское перо.
К гостям-иностранцам, пусть даже из дружественной Украины, мы привыкли порядком. А вот чтобы из далекой Австралии да к тому же на велосипеде – такое увидишь не каждый день. С жителем Зеленого континента Эдвардом Рэйли, совершающим путешествие из Финляндии в Китай, корреспондент “Арского вестника” столкнулся на автодороге у села Нижние Метески. До Казани путник уже сделал остановки в Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде. Его дорога лежала в Пермь и далее на Пекин. На все путешествие господин Рэйли отпустил себе четыре месяца. Чтобы уложиться в срок, он ежедневно проезжает не менее ста километров.
Мистер Эдвард на пенсии, ему 58 лет. Родом он из Новой Зеландии. Это выяснилось, когда в разговоре речь зашла о предпочтениях на проходившем в те дни чемпионате мира по футболу в ЮАР, где, кстати, сборная этого островного государства в Тихом океане сыграла трижды вничью. С десяти лет австралиец занимается велоспортом. Объехал 41 страну, несколько раз пускался в кругосветные путешествия. В России не в первый раз.
Наша страна покорила господина Рэйли своими бесконечными пространствами и не испорченной цивилизацией провинцией. Из достижений самой цивилизации при австралийце – лишь электроплитка да палатка, в которой он обычно отдыхает после длительных переездов. Пищу готовит в основном своими руками, но нередко заходит в кафе, а в крупных городах останавливается в гостиницах.
Семья Рэйли живет в Брисбене – мегаполисе на восточном побережье Австралии. Жена мистера Эдварда – юрист, дочь учится в университете. К увлечению путешествиями, по его признанию, близкие относятся как к чудачеству. Но дабы и в Брисбене все же знали о славном городе Арске, журналист газеты вручил путнику местные сувениры. Тот в качестве благодарности пригласил визави побывать в своей стране.
Экстремальным южным маршрутом в отпускную пору отправилась жительница Нурлата Гульнара Валиулова. Из однообразной действительности она вырвалась не куда-нибудь, а в… Афганистан. Там у девушки по контракту работают знакомые. В своих заметках в “Дружбе” она поведала, что представляет собой сегодня эта страна.
По словам Гульнары, самые сильные эмоции в Афганистане у нее вызвали не спорадические военные действия и теракты, о которых постоянно сообщают мировые СМИ, а необычная горная местность, до гротеска “преломленная” в призме жаркого климата. Необычно все – от календаря (население живет, соблюдая тропический год, начинающийся 21 марта) до жестких традиций, убогой одежды и примитивной архитектуры. Такое ощущение, что погружаешься в Средневековье. Выходя на улицу, необходимо плотно кутаться в местные плотные одежды – щеголяющие в европейских нарядах часто становятся жертвами похищений или расправ. Но, если бы не необходимость постоянно прятаться в паранджу и постоянные разговоры об опасности, ничего угрожающего в Афганистане можно и не заметить. Наоборот, на улицах Кабула поражает задорная беспечность, с которой передвигаются автомобилисты. Из-за хронического их презрения к дорожным правилам движение там крайне хаотичное.
Европейцев в Афганистане много, трудятся они в многочисленных натовских структурах или благотворительных фондах. Для всех строжайше запрещены алкоголь и развлечения. Однако полно закрытых от посторонних глаз клубов, где имеются шикарные рестораны, супермаркеты, спортивные залы и где “свободная” жизнь бьет ключом. Местные прилавки ломятся от дешевых фруктов, овощей и, конечно, риса с размером зерен в полтора сантиметра. Из-за хронической нехватки воды пищу дезинфицируют, обильно обрабатывая специями, что становится немыслимым испытанием для желудка. Впрочем, здоровье, как и собственно жизнь, в Афганистане – самый дешевый товар.
Из Испании пришла весть к 62-летнему жителю Верхнего Услона, имени которого местная “Волжская новь” по этическим соображениям не называет. Там проживает дочь этого пожилого человека, контакты с которой он давно утратил. Но оказалось, что в последнее время дочь Ольга активно разыскивала отца и в этой связи обратилась за помощью к сотрудникам телепередачи “Жди меня”.
В лучшие времена у верхнеуслонца была семья – жена и две дочери, которые после развода остались на Украине, а сам он четверть века назад вернулся на родину. Авторы передачи разыскали мужчину, пригласив в Москву на встречу с родственниками. Но из-за трудного материального положения и плохого самочувствия тот отказался. И от души поблагодарил за участие: оказавшийся на старости лет одиноким человек убедился, что о нем кто-то еще помнит. А жить с этим, очевидно, намного легче.
В места гораздо менее приятные и не столь отдаленные чуть было не упекли жительницу Базарных Матак Людмилу, торговавшую в своем киоске контрафактными аудио- и видеодисками. Как информируют “Алькеевские вести”, суд приговорил ее к году лишения свободы условно с испытательным сроком в один год, а также запретил на тот же период заниматься прежней предпринимательской деятельностью.
Людмила регулярно приобретала в Казани большие партии нелицензионных CD- и DVD-записей с целью сбыта, хотя отлично понимала, что это незаконно. Ее киоск был весьма популярен, но лишь до тех пор, пока стражи порядка не пожаловали к ней с проверкой. В общей сложности у Людмилы была обнаружена 271 видеопрограмма известных производителей. По ее словам, таких торговцев, как она, в тех же Базарных Матаках – десятки. И сотни на всю республику. Однако не повезло почему-то именно ей…
О другом прецеденте пишут “Вечерние Челны”. Коммунальные службы автограда добились через суд демонтажа теплых полов в одной из квартир дома №33/1 в 3-м “а” комплексе. Жильцы одного из его подъездов стали жаловаться, что в их квартирах резко упала температура горячей воды. Ни душ принять, ни посуду нормально помыть.
У представителей эксплуатирующей компании сразу возникло подозрение: самая верная (потому что расхожая) причина – установка теплых полов. Вычислили квартиру самоуправца и проверили ее. И точно, хозяин квартиры установил дополнительный обогрев пола на кухне и в ванной комнате, подключившись к стояку горячего водоснабжения. Предписание устранить нарушение мужчина проигнорировал. Возникшая тяжба длилась полгода и докатилась до Верховного суда республики. Вердикт тот же – демонтаж.
К слову, многие горожане сегодня устанавливают в своих квартирах теплые полы. Делают они это не от хорошей жизни. В последние зимы люди стали частенько мерзнуть в своих квартирах с их тонкими стенами и едва теплыми батареями. Но теплые полы можно оборудовать лишь законно, не нарушая права соседей.
Проблема же в том, что, когда у людей есть альтернатива между законным и бесплатным, выбирают, как правило, последнее. Может, описанный выше случай остудит иные горячие головы?
МЕЖДУ ТЕМ
Кто-то в воде купается, а кто-то слезами умывается
Под таким заголовком “Наш Черемшан” дал подробный обзор состояния дел с водоснабжением жилого сектора. Из-за засухи проблема подачи воды населению оказалась основной темой минувшего месяца на страницах районной прессы.
“Ставят на картофельные участки “брызгалки” и врубают их на полную мощь”, – сетует журналисты, поясняя, что водопроводной водой некоторые черемшанцы орошают свои огороды круглые сутки. В результате вода не доходит до окраин райцентра, а местный поселок кирпичного завода второй месяц вообще сидит без воды.
“Насосы, качающие воду, работают беспрерывно, что приводит к их быстрому износу”, – подхватывает кукморская “Трудовая слава”. В прошлом году по этой причине было заменено 35 глубинных насосов (общей стоимостью в миллион рублей), уже почти столько же – в нынешнем.
Но самое печальное даже не в этом. Утвержденный тариф за поставку кубометра воды населению в Кукморском районе занижен по социальным соображениям и составляет 15 рублей 52 копейки. Это на пять рублей меньше себестоимости. В итоге только в прошлом году коммунальные службы понесли убытков на два миллиона рублей. Закрыть из бюджета финансовую дыру не удалось. По предварительным подсчетам, в нынешнем году убыток вырастет уже до 3,6 миллиона рублей. “Если дело и далее пойдет такими темпами, через два-три года мы лишимся водопровода”, – размышляет районка.
Опасаясь, что вода в кранах кончится, люди не только сутками поливают грядки и сады, но и делают запасы в больших емкостях. Как пишет буинское “Знамя”, так поступают в основном те, кто платит за воду по нормативу. Многие буинцы уверены, что поскольку норматив завышен, то имеют право “отыграться”, что называется, по полной программе. В городе работают четыре водозабора (еще недавно был лишь один), но с каждым годом воды все меньше. Бьют в набат и экологи: вода становится не только дороже, но и жестче, а значит, опаснее для здоровья.