В Нижнекамском нефтехимическом колледже про Тамару Опанасенко часто говорят в восторженных тонах. Ученики – те вообще категоричны: их “классный” – самый классный! Знает ли она об этом? Наверное, догадывается. Более того, Тамара Павловна имеет собственный рецепт того, как стать взрослым лидером подросткового коллектива. Ничего сверхъестественного в этом рецепте нет: нужно всего лишь много знать, много читать, многое видеть и многое уметь.
Как у всякого литератора, у нее хорошая личная библиотека. Она использует любую возможность для путешествий. Она очень увлекающийся человек. Правда, никогда не может загадать, что станет ее очередным увлечением. Знает только, что любая новая стихия захватит ее с головой. Например, взяла однажды в руки кусок глины – и почувствовала потребность лепить. Так появилось увлечение керамикой. А вот откуда взялось увлечение театром – не помнит. Ей кажется, оно было всегда, ведь актерство, как известно, – это суть любого человека.
Воспитание театром – один из методов работы Тамары Опанасенко. А талант актеров – это она заметила еще на заре своей педагогической карьеры – в детях заложен изначально.
– Посмотрите, как возятся с игрушками дети: они воспринимают игру наравне с реальностью, – рассуждает Тамара Павловна. – Их фантазия создает целый мир, в котором все роли исполняют они сами. Если эти задатки в детях культивировать, то можно дойти до очень высокого уровня. Я давно заметила: человек, прошедший через сцену, пусть даже на самом любительском уровне, легко чувствует себя в любом обществе и легко адаптируется в жизни.
Сначала она целенаправленно подбирала актеров для своего драмкружка. Потом, когда заметила, как вокруг постоянно вьются “коридорные” дети, сама стала писать для самодеятельного театра пьесы – так, чтобы ролей хватило на всех. Но все равно постоянно приходилось дописывать роли для новых и новых участников.
Тамара Павловна очень жалеет, что увлечение школьными драмкружками в стране понемногу сошло на нет. Дети переключились с живого искусства на виртуальные увлечения, и почти не осталось энтузиастов, которые могли бы противопоставить атмосферу творчества техническому прогрессу. Впрочем, почему не осталось? Театральная студия в нефтехимическом колледже существует до сих пор, и желающих хоть отбавляй…
Мы и встретились с Тамарой Павловной, когда шли последние приготовления к студенческому спектаклю. Она сама – и режиссер, и гример, и костюмер в одном лице – отдавала распоряжения, кому-то что-то поправляла в костюме, кого-то просила еще раз произнести реплику… Даже не верилось, что это она совсем недавно грустно рассуждала:
– Может быть, на смену самодеятельному школьному и студенческому театру пришло увлечение KBН, как своего рода театром импровизации… Не знаю, но, скорее всего, ушло понимание значимости театра как обязательного элемента культуры.
Веселая премьерная суета начисто противоречила этим грустным рассуждениям, хотя она, опытный педагог, конечно же, привыкла отвечать за свои слова. Не только на уроке, но и на “перемене”. Ведь после урока учитель иногда способен сделать даже больше, чем в академические часы. И для успеха по этому, внеклассному, “предмету” педагог обязан многое знать и уметь.
– Представьте себе, – смеется Тамара Павловна, – что в юности я очень многого не умела. Пока не поняла, что это стыдно и что я сама себя этим сильно обделяю не только как педагога, но и как женщину. Женщина должна уметь все. Самые знатные дворянские семьи воспитывали девочек именно так. Вспомните: великие княжны умели шить, вышивать, сочинять стихи, писать пейзажи, петь, музицировать, танцевать, вести беседу на любую тему, ухаживать за ранеными… Это же была идеальная система образования!
Удивительно, но своими “старомодными” увлечениями и взглядами Тамара Опанасенко умудряется заинтересовать воспитанников. И, несмотря на внушительную разницу в возрасте, с легкостью добивается взаимопонимания.
Перед учениками Тамара Павловна не заискивает, при необходимости может отругать и даже в какой-то степени надавить. Каким бы ни казался Чернышевский “устаревшим”, его теорию разумного эгоизма она считает гениальной и не устает проповедовать молодежи: делай себе хорошо, пожалуйста! Но так, чтобы от этого не было плохо другим. И замечает, что такие понятия ребята буквально впитывают в себя.
Вообще, Тамара Павловна давно для себя решила: буду работать со студентами до тех пор, пока у них будет оставаться желание не отпускать своего педагога на переменку. Это и есть счастье учителя, когда после звонка ребята берут его в кольцо и начинают задавать вопросы.
Невозможно было не спросить ее: каково это – преподавать литературу нечитающему поколению? Этого “скучнейшего” Пушкина, этого “старомодного” Тургенева?.. Оказывается, сложно, но можно. Даже если для основной массы литература и в самом деле просто обязанность. Только, по большому счету, разве есть хотя бы один молодой человек, кому не была бы близка тема любви, семьи, дружбы, преданности? То есть как раз всего того, о чем и рассказывает большая литература. Нужно лишь “зацепить” всем этим юную аудиторию. А здесь как раз и проявляется талант педагога.
Таланту литератора помогает авторитет классного руководителя. Как классный руководитель, она может себе позволить похвалиться перед девочками связанным своими руками платьем и не без удовольствия отметит, что их это зажигает.
Со студентами она откровенна, но всегда сохраняет грань между педагогом и воспитанниками. Это искусство быть искренней, не переходя на панибратство, вырабатывалось годами:
– Искренность – понятие сложное, – поясняет Тамара Павловна. – В молодости, да и вообще потому, что человеку свойственно казаться лучше, чем он есть, легко поддаться соблазну слукавить. С годами, когда шелуха отлетает, особенно если твоя работа заставляет тебя постоянно прикасаться к вечным истинам, приучаешься брать себя под контроль. Быть искренним – не значит рассказывать о себе все. Для меня искренность означает те чувства, которые я испытываю к вечным ценностям, перед лицом которых нельзя лукавить. Однако на откровенный вопрос отвечу откровенно.
…Она с удовольствием танцует на студенческих дискотеках и радуется, когда ребята забегают к ней на переменке просто так, потому что соскучились. Свой педагогический стаж Тамара Опанасенко считает с 1964 года, когда студенткой-практиканткой переступила порог школы. Через год она уже была полноправным сотрудником этой школы.