Приглашение в безбарьерную жизнь

В Нижнекамске создают безбарьерную городскую инфраструктуру.

Автор статьи: Галина СУЗДАЛЬЦЕВА

В Нижнекамске создают безбарьерную городскую инфраструктуру. Ее задача  – сделать среду повседневного обитания более доступной для людей с ограниченными возможностями. В первую очередь для инвалидов. Но не только для них. Еще и для мам с детскими колясками, и для пожилых людей. Все они, в определенном смысле, тоже ограничены в физических возможностях.

Заместитель мэра Нижнекамска Рашид Миннуллин, который упорно лоббирует важнейший социальный проект, считает: доступность городской среды  – это шанс  решить многие проблемы инвалидов. У них будет больше возможностей для трудоустройства, посещения театров, музеев, активных занятий спортом (каких результатов могут добиться люди с ограниченными физическими возможностями, показали последние триумфальные выступления наших спортсменов в Ванкувере). Исчезнут барьеры внешней среды – постепенно растают и психологические барьеры, из-за которых люди часто живут в изоляции от общества.

В общем, совсем не случайно одна из недавних сессий Совета муниципального района проходила под девизом: “Безбарьерный Нижнекамск: приглашение в общество”. Сегодня в городе проживают более 18 тысяч инвалидов, а это, ни много ни мало, – около семи процентов населения. Впрочем, в цивилизованном обществе проблемы людей с ограниченными возможностями решают даже в том случае, если их  в разы меньше. И вот еще что важно: из 887 нижнекамских детей-инвалидов многие имеют оптимистичные прогнозы по части реабилитации. Вероятность того, что прогнозы сбудутся, резко возрастет, если детям создадут условия, помогающие адаптироваться к нормальной жизни.  

Многое для этого уже сделано. Новые районы проектируются и застраиваются с учетом современных нормативных требований. Около двухсот объектов социальной инфраструктуры претерпели реконструкцию. Тротуары и переходы приспособлены для передвижения горожан с ограниченными возможностями. Продумана безопасность передвижения слабовидящих людей,  инвалидам-колясочникам предоставлен оборудованный подъемниками микроавтобус.

Образцом создания доступной среды для передвигающихся в колясках может служить центр социального обслуживания “Милосердие”: от ближайшей остановки инвалиды могут  добраться  до него абсолютно беспрепятственно. В самом здании центра также созданы все необходимые условия (есть даже специальный туалет для инвалидов-колясочников, что у нас, увы, пока редкость).

Другой яркий пример – детский центр “Надежда”. Это учреждение пошло дальше физической реабилитации детей-инвалидов: здесь также реализуется их право на образование. Многие из воспитанников центра, начав учебу с учетом своих возможностей, затем переводятся в обычные образовательные учреждения, успешно их заканчивают, получают специальность и начинают работать. Многолетняя практика “Надежды” показала: к нормальной жизни можно подготовить более 90 процентов детей с врожденными отклонениями. Но даже если ребенок из-за  тяжести заболевания не может стать вровень с остальными ровесниками, он все-таки способен приспособиться к самообслуживанию, частично вести домашнее хозяйство.

Однако, несмотря на то, что сделано и делается немало, депутаты местного совета не совсем довольны ситуацией. Они справедливо считают: настоящий результат придет только при полной согласованности действий всех участников процесса. Ради достижения этой цели на сессии принята программа создания безбарьерной среды.

В процессе подготовки документа представители местной власти собрали сведения об условиях проживания инвалидов в городе и населенных пунктах района. И сразу поставили перед собой задачу-максимум: создать нормальные условия не на отдельных “островках”, а в масштабах всего Нижнекамска.

 В первую очередь продумали места оборудования пандусов. Подсчитали: на исполнение этих работ понадобится восемь с лишним миллионов рублей. Серьезно потратиться придется и на решение едва ли не самой острой на сегодня проблемы: доступности для инвалидов общественного транспорта.

Первый специальный трамвай, сделанный по заказу муниципалитета на одном из  заводов, уже ходит по городу. Инвалиды-колясочники подтвердили: здесь удобно все – от входной двери до салона, где коляска прочно фиксируется, а для связи с водителем есть специальное приспособление. По такому образцу скоро переоборудуют рейсовый автобус.

Понятно, что один-два вагона погоды не делают. Но лиха беда – начало. Покупать специальный пассажирский транспорт планируется ежегодно. Это отмечено в одном из первых пунктов принятой программы. Учитывая солидную стоимость проекта, местная представительная власть обратилась в Правительство республики с просьбой выделить транспорт в лизинг и оказать содействие в том, чтобы федеральный центр выделил субсидию.

Еще одной частью комплексной программы стала  адаптация под нужды инвалидов социальных и прочих служб, что, пожалуй, сложнее, чем строительство пандусов.

В числе приоритетных проблем  также обучение детей-инвалидов. Речь идет об обычных образовательных учреждениях, поэтому необходима методика преподавания, которая позволит учителю дать одинаковые знания всем детям: здоровым и не совсем здоровым. Но создать методику – полдела. Нужно еще научить педагога ею владеть. А проблема подготовки педагогических кадров явно выходит за рамки возможностей муниципального района.

 Школы тоже должны подготовиться к приему детей-инвалидов: устроить стоянки для специальных автомобилей, сделать поручни, оборудовать санитарные комнаты, лестничные марши и так далее. Задачи не только непростые, но и весьма затратные. И тем не менее они обозначены в программе. Так же, как и создание условий в детских дошкольных учреждениях, где воспитывать здоровых детей и их ровесников с ограниченными возможностями тоже планируется вместе.

Принятая программа предусматривает, что до конца 2014 года связанные с ограничением жизненного пространства инвалидов препятствия будут устранены.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще