Вот уже почти полтора десятка лет одна из центральных улиц Лениногорска носит имя почетного жителя города Михаила Морякова – ветерана Великой Отечественной войны, в прошлом – разведчика, бывшего председателя местного райисполкома. Это один из наиболее уютных уголков райцентра, который его жители так любят показывать гостям.
Но, как пишут “Лениногорские вести”, стоит отойти несколько шагов в глубь квартала, и картина разительно меняется. От первоначальной ухоженности не остается и следа. Вот окрестности дома №6/1 по соседней улице Чкалова, в котором долгое время проживал сам Моряков, а ныне обитает его вдова – бывшая фронтовичка и педагог Валентина Ивановна. Это место давно превратилось в стихийную свалку. Повсюду в невероятном количестве разбросана всевозможная тара от употребленных спиртных напитков, в том числе склянки от популярных “фанфуриков”. Безобразный пейзаж дополняют окурки, шприцы, пакеты с бытовыми отходами, которые кто-то не удосужился донести до мусорного контейнера. В жару эти развалы гниют, источая зловоние.
К сожалению, об этом закоулке отцы города не вспомнили даже накануне Дня Победы. Ни одному чиновнику не пришло в голову навестить накануне праздника вдову бывшего фронтовика. Стыдно должно бы быть им…
Жительнице нурлатского села Новая Тумба Вере Афанасьевой стыдиться нечего. В течение двух лет она разыскивает владельца найденной ею боевой награды. Медаль “За боевые заслуги”, сообщает газета “Дружба”, женщина обнаружила во время работы у себя в саду. Даже по прошествии десятилетий награда сохранила свой вид и даже номер. Вера Николаевна решила использовать единственную зацепку и не поленилась написать запрос в Центральный архив Минобороны России в Подольске. И получила ответ.
Оказывается, в сентябре 1943 года медаль была вручена рядовому Федору Егоровичу Мещерякову, 1919 года рождения, – водителю взвода обеспечения мотострелкового батальона 140-й танковой бригады. На военную службу Мещеряков был призван в 1939-м Хохольским военкоматом Воронежской области. В первый же день Великой Отечественной войны он был направлен на фронт.
Обрадовавшись своему открытию, Вера Афанасьева написала письмо в Кочетково – родное село Федора Мещерякова. Увы, за истекший год ответа она так и не дождалась.
Но Афанасьева не сдается. Как медаль оказалась в наших краях? Не могла ли она попасть сюда с земляками-татарстанцами – теми, кто мог хорошо знать Мещерякова? Быть может, они откликнутся? Пока награда не передана по назначению, душа Веры Афанасьевой не успокоится. Для женщины это стало бы венцом справедливости и исполнения патриотического долга.
Еще к вопросу о патриотизме. Федеральный суд США освободил из тюрьмы на кубинской базе Гуантанамо последнего гражданина России – бывшего жителя автограда Равиля Мингазова, который, как напоминают “Челнинские известия”, почти восемь лет находился среди заключенных.
На родину 42-летний узник возвращаться не собирается. Его мать Зухра Валиуллина опасается, что в противном случае спецслужбы не дадут ее сыну покоя. Сами американцы предложили Мингазову для постоянного места жительства два неназванных города на территории своей страны.
Челнинские журналисты пытаются понять, как в прошлом выпускник училища искусств и танцор балета оказался в числе тех, кого сегодня причисляют к опасным террористам. В армии Мингазов служил в Читинской области, потом жил и работал в Туве. В Татарстан переехал по просьбе престарелой матери. Здесь устроился в отряд МЧС в поселке Новый.
Радикальным исламом он, возможно, и не проникся бы, если бы не собственная мать. Под ее влиянием он увлекся религиозной литературой, отучился в медресе. В 1999 году уехал в Таджикистан, откуда, став воином Аллаха по имени Якуб, через Афганистан перебрался в Пакистан. Там после ввода американских войск в Афганистан его задержала полиция. При аресте у него обнаружили рецепты взрывчатых смесей. Участь Мингазова была предопределена – его этапировали на Кубу.
По другому челнинцу – персонажу публикации “Менделеевских новостей” – плакала местная колония строгого режима. История, которую рассмотрел недавно местный районный суд, может послужить уроком для романтических особ, которые готовы открыть двери своего дома первому встречному.
Фабула проста: гастролер-“мачо” знакомился с женщинами, а затем их потихоньку обворовывал. В качестве жертв аферист выбирал одиноких дам и так кружил им голову своим красноречием, что те напрочь забывали об осторожности. Мошенник выдавал себя за нефтяника, приехавшего с Крайнего Севера, одинокого и денежного вдовца, желающего познакомиться для серьезных отношений.
Одинокие представительницы слабого пола – создания открытые и доверчивые. Одну из них наш донжуан раскрутил по полной программе. Оказавшись в гостях у будущей жертвы, он хлебосольно отужинал, переночевал, а утром, когда подруга зазевалась, обчистил сумочку и трельяж. Добычей стали несколько женских украшений из драгметаллов и 1700 рублей. Позавтракав, мошенник спокойно покинул квартиру, пообещав вернуться на личном авто, якобы припаркованном на ближайшей стоянке. Но, естественно, не вернулся.
Обманутая “вдова” забила тревогу. Поскольку обаятельный “нефтяник” наследил обильно, то вскоре был задержан милицией. Как выявило следствие, челнинский Казанова разбил более десятка женских сердец, обчистив “возлюбленных” на кругленькую сумму. Ранее он уже неоднократно отбывал наказание за кражи (аж 17 уголовных эпизодов) и мошенничество (три эпизода). Вот и очередные два года и четыре месяца ему предстоит провести в местах не столь отдаленных.
Также о потерявших голову, точнее “всадниках без головы”, сокрушалась лаишевская “Камская новь”. Так газета назвала малолетних лихачей.
Суть дела: в районе зарегистрирован всплеск дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних. На мотоциклах пацаны гоняют по району – от села к селу, от девчонки к девчонке, на дискотеки, желая покрасоваться перед приятелями удалью. В летние каникулы многие школьники по традиции предоставлены сами себе. Это подростки десяти-пятнадцати лет, находящиеся в так называемом переходном возрасте. Игра гормонов толкает их порой на безрассудные поступки.
Сельские лихачи садятся за руль, чаще всего не имея водительских прав и не зарегистрировав свое авто. О том, чтобы надеть защитный шлем, нет и речи. Встречая на своем пути инспекторов ГАИ, юные гонщики пытаются скрыться, бросаясь наутек и усугубляя тем самым степень своей вины и угрозу жизни, ладно бы только своей – но и своего пассажира, других участников дорожного движения. Единственное действенное средство борьбы с нарушителями (помимо символического штрафа в пятьсот рублей) – изъятие незаконной автотехники и парковка ее на штрафстоянках.
Однако родители правонарушителей, как ни странно, считают подобный подход неадекватным и требуют вернуть “драндулет” любимому чаду, уверяя, что мотоцикл куплен отпрыску специально для освоения вождения. Такая вот логика.
Не меньшую беспечность – на сей раз в погоне за наживой – проявляют те, кого считают водителями-профессионалами, – таксисты. “Кто заказывал такси на Дубровку?” – невольно по случаю вспоминается эта ставшая крылатой фраза из комедии “Бриллиантовая рука”. Она, как известно, сбила с толку героя фильма Семен Семеныча. Ну а в наше время по причине стремительно растущего числа само-званых перевозчиков вляпаться в неприятную историю или – того хуже – стать жертвой преступления куда проще.
Свежий пример от “Агрызских вестей”: при выезде из райцентра у машины предпринимателя-таксиста отвалилось колесо, и та с тремя пассажирами вылетела в глубокий кювет. Серьезно, славу богу, никто не пострадал, но история получила огласку. На поверку оказалось, что лицензии на частный извоз у водителя не было.
Сегодня в Агрызе пять индивидуальных предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров через собственную диспетчерскую службу. Вроде негусто, но необходимо учесть, что оформить дело на законных основаниях – процедура не из легких. По правилам водитель должен иметь опыт работы не менее трех лет, а возраст машины – не превышать семи. Причем техосмотру такси должно подвергаться ежедневно!
Вот и идут желающие в нелегалы. Самое действенное средство против них – привлечение к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность. Однако наказание это беззубое – в соответствии с ним привлечь к уголовной ответственности нарушителя крайне проблематично. Штраф же за ослушание попросту смехотворный.
Нелегальное такси – проблема, по-видимому, далеко не местная, а, скорее, общенациональная. Нареканий в адрес “бомбил” не счесть – со стороны законных конкурентов, налоговых органов, сотрудников ГАИ, а главное – тех, ради которых и создана служба такси – простых граждан. Люди вынуждены обращаться к частным извозчикам по ряду объективных причин, в том числе из-за неважной работы общественного и междугородного транспорта. Год от года растут и масштабы собственно предложения – доставшая сельчан безработица подталкивает их к поиску самых разных форм бизнеса, в том числе – “на колесах”. Однако качество такого доморощенного сервиса, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Выход из ситуации в Камском Устье увидели в возрождении водного “такси” – пассажирских перевозок скоростным речным флотом. В былое время именно речной транспорт связывал этот райцентр с остальным миром. Ежедневные перевозки осуществлялись “метеорами” в Казань, Ульяновск, Чебоксары, Набережные Челны, Тетюши, Чистополь. Однако флотилию судов на подводных крыльях захлестнули волны рыночных реформ. Речной флот вытеснило автобусное сообщение. Казалось – навсегда.
Но вот недавно, после почти двадцатилетнего перерыва, к местной пристани снова причалил пассажирский теплоход – “Метеор-249”. Это стало крупным событием. Правда, к нему основательно подготовились: построили два новых причала, комфортабельное здание вокзала с просторным залом ожидания.
Как информируют “Волжские зори”, “метеоры” заходят в Камское Устье два раза в день – утром и вечером. Его жители уже ждут туристов. Приводят в порядок местные достопримечательности. Да и дары природы заготовили. Цены, кстати, для гостей весьма умеренные.