Длинные тени старых грехов

…Звонок в квартире раздался ранним утром. За дверью стояли четверо мужчин в форме.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

…Звонок в квартире раздался ранним утром. За дверью стояли четверо мужчин в форме. Два казанских оперативника и два следователя прокуратуры из далекого города Энска. В маленькой квартирке, где живет Наталья с пожилыми родителями и дочерью, их интересовал прежде всего компьютер шестнадцатилетней Ксюши. И сама девочка. Несовершеннолетнему ребенку учинили самый настоящий допрос с пристрастием. Когда ошеломленная Наташа слегка пришла в себя и дозвонилась до знакомого адвоката, пыл дознавателей несколько поубавился. К этому времени выяснилась и причина визита силовиков в их мирный дом: оказалось, что заявление на Ксюшу в энскую прокуратуру за взлом электронного почтового ящика написал родной отец…

Вычеркнуть и забыть

Эта история началась давно. “У старых грехов длинные тени”, – писала когда-то мудрая пожилая леди Агата Кристи. 16 лет назад, когда Наталья была на шестом месяце беременности, ее муж Антон совершил большой грех – бросил ожидающую ребенка жену. Ушел без объяснений, сказав лишь, что устал и хочет вернуться к маме. И уехал в тот самый далекий Энск. Подруги долго не могли поверить – чтобы этот еще год назад так пылко влюбленный в Наталью ухажер, ходивший за ней буквально с раскрытым ртом, и бросил?! Ну с работой проблемы, ну с зарплатой – но ведь тогда, в начале 90-х, так было у многих… Но факт оставался фактом, и с этим фактом надо было как-то дальше жить.

– Не знаю, может, он считал, что я каким-то образом избавлюсь от ребенка, – Наталья до сих пор не может сама себе объяснить, что же тогда произошло. – Потому что вскоре он прислал заявление на развод, где указал, что общих детей у нас нет…

Развода Наталья тогда ему не дала. А роды на фоне жуткого стресса прошли у нее очень тяжело, Ксюша появилась на свет с асфиксией и неврологической патологией, а сама мама три месяца в тяжелом состоянии лежала по больницам, в то время как ее родители и подруги взяли на себя заботу о новорожденной. Антон, кстати, об этой ситуации знал – он звонил Наташиным соседям, чтобы уточнить какой-то вопрос (персональные телефоны тогда были не в каждой квартире), те и посвятили нерадивого отца в ситуацию. После чего он снова исчез.

Правда, потом было еще одно заявление на развод, уже результативное. И первые шесть лет он даже исправно платил алименты. Но потом и эта тонкая ниточка, хоть как-то связывавшая отца и дочь, оборвалась. Поняв, что помощи из Энска ждать больше не приходится, Наталья плюнула и решила кардинально поменять свою жизнь – так, чтобы ее дочь ни в чем не нуждалась. Она сменила сферу деятельности и начала активно зарабатывать деньги. Вся жизнь их маленькой семьи строилась вокруг Ксюши. Дед, как мог, старался заменить девочке отсутствующего папу, бабушка водила весьма одаренного ребенка в музыкальную и художественную школы, мама возила ее в разные интересные поездки. И параллельно работала, работала, работала… Бывшего мужа она вычеркнула из своей жизни. Как ей казалось, навсегда.

Месть и закон

Впрочем, от Ксюши никогда не скрывали, кто ее отец. В конце концов, в доме ведь остались свадебные фотографии, видеокассета… И, конечно, историю папиного предательства она тоже знала.

– У нас в семье его всегда называли только по фамилии, – вспоминает девочка. И тут же взрывается: – Я ненавижу свою фамилию! Как только исполнится восемнадцать – сразу же поменяю!

Наталья только разводит руками – дочка сызмальства росла нестандартным ребенком, максималисткой с обостренным чувством справедливости. Став постарше, она постоянно спрашивала у матери: ну почему же та не борется за алименты? Ведь по закону отец обязан их платить! Та только отмахивалась – от знакомых юристов она знала, что у судебных исполнителей в производстве находятся тысячи дел по невыплаченным алиментам. Тем более что ни адреса, ни места работы Антона она толком не знала. Да и вообще – зачем вся эта трата нервов и сил, ведь у них и так все есть. А чего нет, то еще, значит, будет.

Но Ксюша не унималась. Наталья полагает, что ей просто не давала покоя мысль, что от нее могли вот так запросто отказаться, предать… Психологи в таких случаях объясняют: ребенку всегда важно осознавать личность своего отца, даже если он его никогда не видел. Это вообще свойственно человеку – искать свои корни, чтобы лучше понять самого себя. В общем, так или иначе, но Ксюша начала искать отца… в Интернете. Благо обилие социальных сетей открывает сегодня для этого все пути. И нашла.

Сама девочка поясняет: хотела понять, дрогнет ли у этого человека хоть что-нибудь при общении с ней. Сначала отец вроде даже обрадовался – начал интересоваться, как у нее дела, что ей нравится, с кем она дружит… Он прислал ей фотографию сестренки – в Энске Антон второй раз женился и теперь растит двух дочерей, причем старшая, Ксюшина ровесница, – это дочь его жены от первого брака. Отец даже написал девочке, что энские дедушка с бабушкой очень хотят, чтобы она приехала к ним в гости.

– Только я все время чувствовала, что он неискренне все это пишет, – говорит Ксюша. – Я же знаю, как хорошо он умеет врать. Вот и когда я его про алименты спросила, начал выкручиваться – говорил, что сделает мне на восемнадцать лет хороший подарок, который все компенсирует…

Деньги, поясняет девочка, ей в этой ситуации были не так уж и важны, просто хотелось элементарной справедливости. А вот что ее действительно интересовало – это шенгенская виза. Они с мамой давно мечтали побывать в Испании, но “шенген” не дают без разрешения второго родителя, а просить о чем бы то ни было Антона Наталья не собиралась. Тем более что до Ксюшиного 18-летия оставалось не так уж и много. Девочка решила сама заняться этим вопросом и попросила отца выслать ей копию паспорта, чтобы оформить визу. Антону эта просьба почему-то сильно не понравилась. И он довольно резко ответил дочери – мол, да что вы вообще ко мне привязались, ничего вам от меня не “обломится”…

– Знаете, тон там был такой издевательский, что мне захотелось настучать этому мерзавцу по морде, – Ксюша теперь не называет отца иначе чем “мерзавец” и “гнусный негодяй”. – Я почувствовала себя такой беззащитной… Ну почему, почему он меня предал и продолжает предавать?! Это же несправедливо!

И она решила самостоятельно бороться за справедливость доступными ей методами. А что доступно современному подростку? В чем он разбирается лучше, чем в законах и вопросах этики? Конечно, в компьютерах и Интернете. Ксюша взломала пароли и получила доступ к электронной почте отца и его страничке в социальной сети.

Она, собственно, просто хотела выяснить его адрес и место работы, чтобы опять же поднять вопрос алиментов. Но тут впечатлительного нервного ребенка ждало очередное потрясение. Из переписки отца она поняла, что они с женой практикуют… свингерство. Для непосвященных поясним: это когда семейные пары обмениваются сексуальными партнерами. В почте Антона Ксюша обнаружила не только письма, но и весьма и весьма откровенные фотографии, сделанные во время подобных развлечений. А еще она поняла, что его жизнь вполне благополучна – приличная работа, неплохая зарплата… Сознание того, что этот человек, будучи предателем и извращенцем, живет в свое удовольствие и не несет за это никакого наказания, оказалось для шестнадцатилетней девочки непосильной ношей. Она поняла – этого нельзя так оставлять. Она должна хоть что-то сделать, чтобы отомстить. И отомстила. Выложила все откровенные фотографии в открытом доступе на странице отца в социальной сети. И поменяла там все кодовые слова, чтобы он не мог восстановить пароль. Правда, осуществляя месть, Ксюша совершенно не знала, что тем самым нарушает уголовное законодательство.

Зато об этом знал ее отец. Не добившись от дочери, чтобы та сказала ему новые пароли, он написал на своего ребенка заявление в прокуратуру. Так семейная драма приобрела уголовный оттенок.

Отец против дочери

Наши дети могут “сидеть в компьютере” сутками, и мы зачастую даже не догадываемся, чем именно они там занимаются. Между тем, как видим, занятия эти не всегда безобидны.

– 272-я статья российского Уголовного кодекса гласит, что неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, наказывается в зависимости от обстоятельств дела штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет, – поясняет нам адвокат Этери Ильина, которая сейчас занимается Ксюшиным делом. – Ответственность по этой статье наступает с шестнадцати лет. Но заметим при этом, что и отец девочки тоже нарушал закон, а именно – не платил алименты с 1999 года. Ответственность за это предусмотрена 157-й статьей Уголовного кодекса, согласно которой злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

А теперь сравните. Отцу, годами не исполняющему своих законных обязанностей по отношению к ребенку, грозит максимум три месяца ареста. Статья, по которой обвиняют Ксюшу, предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы. Неудивительно, что в сознании обывателя понятия “закон” и “справедливость” чаще всего не совпадают. Неудивительно и то, что Антон, судя по всему, совершенно не боится встречного требования на выплату алиментов. И наверняка его мало интересует тот факт, что после допроса и обыска у его дочери случился нервный срыв и даже появились суицидальные мысли. После чего Наталья решила подать иск о лишении отца родительских прав.

– Это вполне оправдано, и дело не только в неуплате алиментов, – поясняет Этери Ильина. – Хотя, согласно Семейному кодексу, злостное уклонение от алиментов – один из поводов для лишения родительских прав. Но в том же Семейном кодексе есть и раздел о правах и обязанностях родителей, где четко говорится – родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Ксюшин отец, за шестнадцать лет никогда не интересовавшийся жизнью, здоровьем своего ребенка, не принимавший участия в ее воспитании, теперь действует в ущерб ее правам и интересам. Конечно, эта ситуация очень непроста как в моральном, так и в юридическом плане. Юридически уголовное дело может быть прекращено в связи с примирением сторон. Но в телефонном разговоре отец сказал, что желает довести дело до конца и получить компенсацию. Хотя, заметим, материального ущерба своими действиями девочка ему не причинила.

Немного психологии

У психологов, избегающих однозначных оценок любой, даже самой сложной ситуации, – свой взгляд на проблемы отношений отцов и детей. С директором психологического тренингового центра “Лестница” Еленой Юсуповой мы говорили о том, почему в разведенных семьях возникает множество самых разных конфликтов, связанных с детьми, и как вести себя родителям, чтобы этих конфликтов избежать.

– После развода женщины и мужчины зачастую не могут отделить отношения с бывшим супругом от отношений между родителями, – говорит психолог. – Обиды на партнера, накопившиеся за время семейной жизни, претензии, разочарования мешают сохранить нормальные отношения. Женщины, расставаясь с мужем, хотят расстаться и с отцом своего ребенка, забывая при этом, что бывших отцов и матерей не бывает. Родительство – это то, от чего мы не можем отказаться, ведь ребенок состоит из одной частички мамы и равной частички папы. Когда матери отказываются от отца своего ребенка, тем самым они не признают и второй половинки в своем ребенке. Таким детям очень сложно, они чувствуют свою неполноценность, нехватку любви. При этом, как бы мама сильно ни любила свое дитя, она не может заменить ему отца, поэтому так важно сохранить отношения между бывшими супругами. Ребенок связывает их на всю жизнь, независимо от их желания.

– Да, но если отец бросил своего ребенка еще до рождения и никогда потом не интересовался его жизнью?

– Безусловно, это очень тяжелая ситуация. Важно понимать, что, во-первых, есть какая-то причина расставания и такого поведения отца, но это уже из области личных отношений между мужчиной и женщиной, сюда не надо впутывать ребенка и играть с его чувствами, перетягивая на свою сторону. А во-вторых, расставание, каким бы болезненным оно ни было, нужно уметь достойно пережить. Нельзя страдать бесконечно. Когда-то нужно задать себе вопрос: “Готова ли я и мой ребенок страдать, жаждать мести всю жизнь?” Необходимо осознавать, что чувство обиды, гнева разрушает вас, а что самое плохое – еще и отравляет сознание ребенка. Представьте, каково это – с раннего детства слышать, что твой папа – подлец… Пусть даже это впрямую не говорится, но постоянно присутствующий негатив по отношению к ушедшему мужчине обязательно передается и ребенку. И если у одинокой мамы растет девочка, то у нее формируется соответствующее отношение к противоположному полу. Не имея отца или хотя бы позитивного представления о нем, она, скорее всего, будет искать себе “папу” вместо мужа. Если мальчик с детства лишен отца и общения с ним, то мы видим множество примеров, когда такие ребята тоже с трудом выстраивают отношения с противоположным полом, так как они не получили в наследство от отца мужские модели поведения.

Вот и получается – взрослые люди ненавидят друг друга, а страдают дети. Помните: за все, что происходит с ребенком, несут ответственность родители.

Что делать, если вы чувствуете, что не можете сами справиться со своей обидой, простить и отпустить? Мой совет – обратитесь за помощью к психологу. В конце концов, если у вас головная боль не проходит после приема болеутоляющего, вы идете за помощью к специалисту… Почему же душевной болью у нас постоянно пренебрегают?

Вместо послесловия

В общем, грустная получается история. Грех отца, бросившего своего ребенка, породил в семье Натальи зерна гнева, которые за шестнадцать лет проросли и дали мощные всходы. Но ведь не случайно в христианской традиции и сам гнев, пусть сто раз праведный, тоже считается большим грехом… В итоге при любом исходе дела здесь не будет победителей. Девочка теперь твердо убеждена, что ее отец – гнусный мерзавец. Что думает отец о родной дочери, мы не знаем, но уже одно то, что он мечтает увидеть ее на скамье подсудимых, говорит о многом. Страдают, переживая за Ксюшу, ее мама и бабушка с дедушкой. Психологи говорят: в случае когда конфликт тем или иным образом угрожает ребенку, взрослым людям обязательно нужно спрятать эмоции, забыть об обидах и начать договариваться. Вот только возможно ли это, когда до предела сгущаются длинные тени старых грехов?


+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще